Рейтинг@Mail.ru
Дешевый газ для Украины в обмен на "трубу" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дешевый газ для Украины в обмен на "трубу"

© Иллюстрация РИА НовостиНафтогаз и Газпром
Нафтогаз и Газпром
Читать ria.ru в
Дзен
Подписание нового соглашения по поставкам газа между Россией и Украиной может быть отложено до сентября 2011 года. Эксперты полагают, что если сторонам не удастся договориться, то через несколько лет Россия сможет вообще отказаться от транзита газа через Украину.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Подписание нового соглашения по поставкам газа между Россией и Украиной может быть отложено до сентября 2011 года. Украинская сторона настаивает на снижении стоимости российского газа. Российская – увязывает вопрос цены на газ с объединением национальной компании "Нафтогаз Украина" с ОАО "Газпром". Эксперты полагают, что если сторонам не удастся договориться, то через несколько лет Россия сможет вообще отказаться от транзита газа через Украину.

"Газовый" вопрос в отношениях России и Украины является, пожалуй, самым болезненным на протяжении последних полутора десятков лет. Причем в "газовые" взаимоотношения затейливой канвой вплетены проблемы существования базы Черноморского флота в Крыму и перспективы вступления Украины в Таможенный союз.

Например, день Военно-морского флота 31 июля президент России Дмитрий Медведев отметил в городе Балтийск Калининградской области, хотя, по слухам, поздравления от главы государства должны были получить моряки Черноморского флота в Крыму. Некоторые наблюдатели не исключают, что причиной этого стал отказ украинских властей подписывать конкретные документы по объединению "Газпрома" и "Нафтогаза".

В Севастополе, где базируется большая часть Черноморского флота России, на праздничных мероприятиях присутствовал глава администрации президента России Сергей Нарышкин.

Украина просит скидку

Сейчас на повестке дня стоит три "газовых" вопроса, по которым Россия и Украина никак не могут договориться. Прежде всего – это цена на газ для самой Украины. Компании "Газпром" и "НафтогазУкраины" 19 января 2009 года заключили контракт, где прописали формулу цены на газ. Она зависит от цены на нефть, которая в последние месяцы росла. В итоге сейчас за одну тысячу кубометров газа украинцы платят 450 долларов. Причем эта цена – уже с учетом скидки в 100 долларов за тысячу кубометров. Такая скидка на закупку газа – 30% от цены за тысячу кубометров, но не более 100 долларов – была предоставлена украинцам после подписания 21 апреля 2010 года соглашения о продлении срока пребывания Черноморского флота в Крыму после 2017 год на двадцать пять лет (то есть до 2042 года).

Правда, Киев настаивает на пересмотре действующих контактов. Президент Украины Виктор Янукович заявил в начале июня 2011 года, что рост цен на газ угрожает экономике Украины. Он полагает, что цена на российское топливо должна быть снижена на 20%.

"Цены на газ формируются по известным законам на основании общепринятой формулы, но это не значит, что мы не должны строить планы на будущее", – сказал президент РФ Дмитрий Медведев в мае 2011 года во время пресс-конференции в Сколково. Медведев не исключил, что крупные экономические проекты, которые могут реализовываться двумя странами, "могут смягчить ситуацию".

Газопровод как аргумент

Смягчению ситуации могло бы способствовать в первую очередь решение вопроса о судьбе (и смене собственника) газотранспортной системы (ГТС) Украины. Глава правления российского газового монополиста Алексей Миллер заявил в конце июня, что компания может пойти на снижение цен на газ для Украины только при условии объединения "Нафтогаз Украины" и "Газпрома".

Сейчас 80% российского газа экспортирует в Европу через Украину. "Если объем экспорта газа в Европу составляет примерно 200 млрд кубометров, то получается, что через украинскую ГТС "Газпром" продает 160 млрд кубометров", – подсчитал аналитик ИК "Велес Капитал" Василий Танурков.

Задача "Газпрома" – полностью избавиться от транзитных рисков. Именно поэтому было начато строительство магистральных газопроводов "Северный поток", который проложен по дну Балтийского моря, и "Южный поток", который будет построен по дну Черного моря в 2015-2016 годах.

"Северный поток" начнет функционировать уже в конце 2011 года и позволит доставлять в страны Европы 55 млрд кубометров газа в год. Пропускная способность "Южного потока" позволит транспортировать в Южную Европу еще 63 млрд кубометров российского газа. "Кроме того, сейчас планируется строительство третьей ветки "Северного потока", транзит газа по которой может составить порядка 30 млрд кубометров", – говорит РИА Новости аналитик ИФД "КапиталЪ" Виталий Крюков. Если эти проекты будут реализованы, то необходимость украинской ГТС для России будет под большим вопросом. "Это будут избыточные мощности", – говорит Танурков.

Торг за "трубу"

Активное строительство Россией новых газопроводов стало необходимо, когда стало ясно, что приобрести ГТС Украины будет очень и очень сложно. Россияне настаивают на слиянии газовых гигантов "Газпрома" и "Нафтогаза". Власти Украины исключают возможность слияния двух компаний.

Сейчас стороны продолжают переговоры о создании совместного предприятия "Газпрома" и "Нафтогаза", но, как заявил в конце июня Алексей Миллер, россияне относятся к созданию СП как к первому шагу по слиянию двух газовых концернов.

Украинцы, со своей стороны, вместо слияния газовых гигантов предлагают создать трехсторонний консорциум между Россией, Украиной и ЕС по управлению ГТС.

Чтобы ГТС была еще более привлекательной, в июле 2011 года власти Украины начали ее модернизацию, которая будет стоить не менее 3,5 млрд долларов. Украина надеется, что в модернизацию ГТС захотят вложиться и россияне, и европейцы. Премьер-министр Украины Николай Азаров отметил, что модернизация ГТС призвана доказать России конкурентоспособность украинского маршрута газотранспортировки. "Мы должны в кратчайшие сроки ее модернизировать, реконструировать, – значит снизить затраты по прокачке газа и предложить нашим партнерам конкурентные преимущества", – подчеркнул украинский премьер.

"Проблема в том, что украинцы готовы передать ГТС в управление консорциуму, но не в собственность, – подчеркивает Виталий Крюков. – Консорциум сможет управлять ГТС, будет обязан вкладывать туда деньги, но собственность останется за Украиной, что не устраивает россиян и европейцев". Сторонам было бы интересно получить долю ГТС, влиять на принимаемые решения, а не просто управлять мощностями, говорит Крюков.

Спор о цене транзита

Если сторонам так и не удастся договориться и российский газ в Европу пойдет в обход Украины, то страна лишится доходов от транзита. Виталий Крюков оценивает их примерно в 3,5 млрд долларов в год. Это может стать серьезной потерей для бюджета Украины, общие доходы которого в 2011 году составят 35,6 млрд долларов.

Цена транзита – это еще один болезненный вопрос в "газовом" споре между Россией и Украиной. В январе 2009 года Россия и Украина заключили контракт, по которому базовая ставка тарифа на транзит газа по территории Украины является "плавающей" и рассчитывается в зависимости от стоимости топливной составляющей и инфляции в Европе. К примеру, в первом квартале 2011 года она составляла 2,84 доллара за тысячу кубометров на 100 километров.

В июне 2011 года пресс-служба правительства Украины сообщила, что, по мнению украинских ученых, справедливая цена на транзит российского газа в Европу по территории ГТС Украины должна быть, по крайней мере, вдвое больше, чем действующая. По расчетам ученых, стоимость транспортировки тысячи кубометров газа на 100 километров украинской ГТС должна составлять 5,85 долларов, а ее цена на восточной границе Украины (для украинских потребителей) – 270,75 доллара за тысячу кубометров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала