Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности – специально для РИА Новости.
В субботу президент Украины Виктор Янукович встретится с российскими президентом Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным в Москве, чтобы поговорить о газе. Исход встречи пока малопредсказуем: слишком накалены были в последнее время российско-украинские газовые отношения.
Все лето Украина пыталась шантажировать Россию по все направлениям, вероятно, надеясь, что Москва испугается разрыва транзитного контракта от 19 января 2009 года, и перед угрозой новой остановки транзита в ЕС даст Украине скидку на газ. Этого не произошло. Киев поднимал ставку: угрозы становились все разнообразнее, а политические заявления – эмоциональнее.
Сейчас в украинском обществе имеет хождение сразу несколько мифов. Разберем каждый из них.
Миф про цены
Тезис первый: Украина платит грабительскую цену за газ, которая гораздо выше, чем в Европе.
Этот тезис Янукович использует очень активно. В интервью газете "Коммерсант" он сказал: "Если посмотреть на реальные цены, например в Германии, то мы платим приблизительно на $200 больше". Такие цифры производят, конечно, сильное впечатление. Но имеют ли они отношение к действительности?
В третьем квартале 2011 года российский газ стоит примерно 405 долларов в Германии, а на Украине – 355. Разница явно меньше, чем 200 долларов.
Давайте вернемся к знаменитому контракту от 19 января 2009 года. Вокруг него также построено несколько мифов. Главный касается так называемой "базовой цены". Многие на Украине уверены, что Россия изменила формулу, а базовую цену и вовсе взяла с потолка. На самом деле формула имеет четкое обоснование. В 4 квартале 2008 года газ в Европе был дорогой. В Словакии он стоил 470 долларов – и минус 20 долларов стоил транзит по Украине. Отсюда и базовая цена в 450 долларов.
Украина, правда, считает, что базовой должна быть средняя цена поставки российского газа на Украину в 2008 году. Но это некорректно. С 1991 года цена на газ для Киева была нерыночной. Стоимость газа все годы независимости была дотационной, Украина жила в другой "газовой реальности", где рынку вообще не было места. Собственно, в этом и был смысл контракта 2009 года – привязать цену к европейскому уровню. То есть она не назначается волевым решением России, а имеет корреляцию со стоимостью углеводородов в Европе.
Сегодня цена на российский газ определяется на основе цен на мазут и дизельное топливо в Италии за предыдущие 9 месяцев. Украина считает, что это неверно, и лучше считать цену не от нефтепродуктов, а напрямую от газа. И не в Италии, а в Германии. Иными словами, берем цену на российский газ в Германии и вычитаем цену доставки от границы РФ-Украина до границы Чехия-Германия. Но если сегодня посчитать цену по такому принципу, мы получим примерно те же 355 долларов, что Украина и платит России.
Министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко насчитал 230 долларов и назвал эту цену "справедливой". В экономической теории такого понятия, как "справедливая цена", не существует. Но все же не очень понятно, как Украина высчитывает цену на газ по принципу net back, если вроде бы тут нет ничего сложного – берешь цену в Германии и вычитаешь стоимость транзита?
Вероятно, украинские власти по умолчанию применяют к принципу net back 100-долларовую скидку по Харьковскому соглашению. Хотя в нем сказано, что скидка сохраняется только при неизменности контракта от 19 января 2009 года.
То есть украинская власть хочет поменять суть договора от 19 января 2009 года, уменьшив цену на газ, но при этом сохранить харьковскую скидку.
Поход за энергетический независимостью
Второй популярный в стране тезис: Украине российский газ вообще не нужен.
Юрий Бойко заявил 7 сентября, что Украина намерена, начиная с 2015 года, сократить закупку газа за рубежом с нынешних 40 миллиардов кубометров в год до 12,5 миллиарда кубов. Причем это будет не только российский газ – 5 млрд кубометров газа Украина намерена покупать в Азербайджане.
Давайте коротко проанализируем наиболее значимые пункты этого украинского похода за энергетической независимостью.
Прежде всего – сланцевый газ. Бойко обещал уже в 2012 году добыть 1 миллиард кубометров сланцевого газа, а в 2013-2014 годах выйти на ежегодный уровень добычи в 2 млрд кубометров газа. Но добыча сланцевого газа требует серьезнейшей технической подготовки. При старте с нуля за год развернуть промышленную добычу сланца просто нереально.
Добыча сланцевого газа – весьма сложный с технической точки зрения процесс, требующий постоянного горизонтально бурения и гидроразрыва пластов. Для этого нужно большое количество буровых установок, огромное количество воды, а также система газопроводов для распределения добытого газа. Такой проект за год реализовать просто невозможно. В Европе много лет говорят про сланец, но никто еще не начал добычу в промышленных объемах.
Планы сверхбыстрого снижения потребления энергии тоже не выглядят реальными: подобный сценарий возможен только в случае почти полной остановки украинской промышленности, чего, к счастью, не случилось даже в кризисном 2009 году.
Переход на угольную генерацию (хотя он технически вполне возможен) также потребует времени и инвестиций. Причем этот шаг сложно будет объяснить Евросоюзу с его экологическими приоритетами, слабо стыкующимися с таким грязным топливом, как уголь.
Раньше Украина собиралась построить четыре атомных станции – но "атомный ренессанс" в Европе закончился.
Теперь – несколько слов о поставках газа из других стран. Поскольку газ из Туркмении можно получать только через российскую территорию, Украина заговорила про возможность получения газа по морю. Еще в 2010 году начались разговоры о необходимости строительство СПГ-терминала (терминала по приему сжиженного природного газа) под Одессой. Бойко сообщил, что Украина скоро сможет получать природный газ по цене 190 долларов за тысячу кубометров из Египта. Однако политическая ситуация в Египте далека от стабильной, и не факт, что новые власти Египта согласятся отгружать СПГ на Украину по таким ценам.
Обещанный осенью 2010 года тендер на проектирование терминала по приему судов с СПГ проведен не был. Но летом-осенью 2011 года про СПГ опять вспомнили. В сентябре Украина даже выбрала испанскую компанию Socoin для разработки ТЭО будущего терминала.Строительство терминала мощностью 10 миллиардов кубометров в год власти Украины оценивают в 2,5 миллиарда долларов.
На данный момент не совсем понятно, откуда Киев может получить СПГ. Пока Украина говорит про 5 млрд азербайджанского газа. Но весь нынешний газ Азербайджана уже пристроен. Рост поставок возможен только со второй очереди месторождения Шах-Дениз, но запуск этого проекта намечен на 2017 год. Кроме того, в потенциальной очереди на этот газ стоит уже три европейские трубы: Nabucco, TAP и ITGI. Без азербайджанского газа европейский проект "Южного коридора" рухнет. Европе нужен весь газ из Баку, и Киев тут совершенно не к месту.
Мифы про Тимошенко и будущее "Нафтогаза"
Украина попыталась было признать контракт 2009 года недействительным.
Было выбрано два пути. Первый – через суд над экс-премьером Юлией Тимошенко, начавшийся в конце июня.
5 августа Тимошенко была арестована по обвинению в служебном преступлении (в виде заключения газового контракта по завышенным ценам, без согласования с правительством). Украинская власть, вероятно, предполагала, что Европа промолчит, а Россия испугается новой газовой войны и пойдет на уступки.
Но Россия сохранила свою позицию. А Европа не промолчала. Она публично высказалась по поводу суда над Тимошенко. Представитель Еврокомиссии в Киеве Пинто Тейшейра заявил, что результаты парламентских выборов 2012 года в Украине не будут признаны, если в них не будет участвовать Тимошенко.
Еврокомиссар Штефан Фюле на встрече с Виктором Януковичем на ялтинском форуме 16 сентября от имени Европейской комиссии заявил, что Украина должна изменить законодательство и не судить Тимошенко. По словам Фюле, "если бывший премьер-министр окажется в тюрьме, отношения между Украиной и ЕС будут другими". Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт отметил: "Я не хочу сказать, что кто-то святой, но этот процесс проводится по законам, которые не используются в европейских странах и не должны существовать в Украине, если Украина хочет двигаться в сторону Европы".
Второй путь, который выбрала Украина, пытаясь признать контракт 2009 года недействительным – реструктуризация "Нафтогаза".
Точнее, вначале Украина говорила про реструктуризацию. Потом реструктуризация была заменена на ликвидацию. Разделение "Нафтогаза" на несколько частей вряд ли приведет к повышению эффективности деятельности компании. Но речь уже не об эффективности, а о том, как избавиться от обязательств "Нафтогаза" перед "Газпромом".
Насколько мне известно, из Брюсселя в Киев уже пришел сигнал о том, что выход из договора будет расценен как абсолютное наплевательство Украины на нормы международного права.
Не мифы, а реальность
Таким образом, реализация и действенность всех перечисленных угроз представляется очень маловероятной. Но сама Украина может ощутимо потерять от снижения транзита газа через ее территорию.
Первая нитка "Северного потока" готова. Построен и газопровод OPAL, который соединяет первую нитку "Северного потока" с конечными потребителями в Европе. Они позволяют перенаправить часть украинского транзита. В результате его объем сократится примерно на 20 млрд кубометров в год. Прямые потери Украины при нынешних ставках транзита, таким образом, составят не менее 700 млн долларов.
Киев фактически объявил о готовности хоть завтра начать газовую войну, но так ее и не начал. Как принято говорить, точка невозврата еще не пройдена. План давления на РФ и ЕС не удался. Именно поэтому накануне визита Виктора Януковича украинский премьер Николай Азаров выступил с целой серией примирительных заявлений. На днях он заявил о необходимости поиска компромисса.
Не исключаю, что под этим подразумевается возврат к идее трехстороннего консорциума с участием европейских компаний, например, с немецким E.On. "Газпром" владеет контрольными пакетами в газотранспортных компаниях трех стран Балтии. Эта тема, по крайней мере, обсуждаема.
Россия прежде всего заинтересована в контроле за украинской газопроводной системой. И в этом нет ничего страшного для Украины. Напротив, это единственный шанс Украины сохранить себя в качестве транзитной страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции