Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Минтрансу будет не просто выполнить поручения руководства страны по модернизации самолетов и аэропортов, касающиеся повышения безопасности полетов, считают эксперты. Не хватает денег и квалифицированного персонала.
Сделать перелеты безопасными мог бы более тщательный контроль за выполнением всех правил наземного обслуживания самолетов, а также оснащение их современными системами безопасности, говорят эксперты. Закупка новых лайнеров и модернизация аэропортов - также необходимое условие повышение безопасности самолетов. Причем, эти меры должны предпринять все российские авиакомпании, вне зависимости от своего размера.
Проблема безопасности авиаперевозок была главной на протяжении последних нескольких дней. Президент РФ Дмитрий Медведев, а затем премьер-министр Владимир Путин провели совещания по этому вопросу.
Поручения от Медведева…
Катастрофа самолета ЯК-42, произошедшая 7 сентября под Ярославлем, возможно, изменит правила авиаперевозок в стране. В субботу, 11 сентября, на совещании по расследованию причин последней авиакатастрофы, президент России Дмитрий Медведев поручил правительству до 15 ноября разработать комплекс мер по прекращению работы авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов.
Также глава государства потребовал к 2013 году оборудовать весь авиатранспорт РФ аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ. Это системы предупреждения столкновения самолетов с землей и самолетов в воздухе. Еще их используют для поиска и спасения потерпевших аварию морских, воздушных и сухопутных объектов.
Кроме того, правительству поручено "принять срочные меры по обеспечению субсидирования лизинга гражданских воздушных судов независимо от государства-производителя, а также по обеспечению субсидирования местных и региональных перевозок".
… и задачи от Путина
Уже на следующий день, 12 сентября, премьер - министр Владимир Путин провел совещание, дав ведомствам 10-12 дней на подготовку исчерпывающих предложений по оснащения современным оборудованием не только отечественного авиапарка, но и аэропортов. "Речь идет не только о парке, речь должна идти о состоянии аэропортового хозяйства, речь должна идти об оборудовании воздушных судов самыми современными средствами контроля, способными считывать технические параметры, речь должна идти о подготовке летного состава, об оснащении авиационных компаний тренажерами", - сказал Путин.
Кроме того, "все воздушные суда должны быть дооборудованы современными средствами наблюдения и контроля, а те, которые не могут быть дооборудованы, должны быть с рынка изъяты", - сказал премьер.
Путин потребовал от министров разработать предложения по развитию лизинга авиатехники. "Прошу дать предложения по развитию лизинга с применением лизинговых схем и имеющихся лизинговых институтов, в том числе Внешэкономбанка", - конкретизировал задачу глава правительства.
Главной заботой и крупных, и небольших авиаперевозчиков должна стать безопасность. Те, кто эти требования не исполняют, могут быть закрыты, заявил премьер-министр. "Никакие соображения коммерческого характера и соображения по развитию рынка не могут быть поставлены выше безопасности наших граждан", - подчеркнул Путин.
Как купить самолет
Эксперты позитивно оценивают все предложения властей, кроме намерения сократить количество авиаперевозчиков.
Помимо оборудования всех самолетов радиомаяками, системами о предупреждении столкновения в воздухе и системами предупреждения о сближении с землей, нужно оснастить все лайнеры и аэродромы курсо-глиссадными системами, сказал РИА Новости главный редактор сайта Avia.ru Роман Гусаров. Эти системы позволяют производить посадку в любых метеоусловиях в автоматическом режиме, что значительно повысит безопасность полетов и гарантирует выполнения рейса.
"Установка этих систем только на самолеты - это выброшенные деньги, - пояснил Гусаров. - Если в аэропорту не установлено аналогичное оборудование, то дооборудование самолетов не имеет никакого смысла. В первую очередь нужно обеспечить аэродромы".
Помощь государства при покупке новых самолетов также крайне важна.
"Существующая сейчас программа субсидирования лизинговых ставок при приобретении авиатехники не работоспособна, потому что платежи для авиакомпаний все равно не подъемные", - говорит Гусаров.
В России слишком дорогие кредиты. "Сейчас даже самый идеальный кредит дается по ставке не менее 8%. Субсидирование покрывает не более четверти ставки, а нужно создать такую систему субсидирования, чтобы деньги, которые привлекаются для приобретения воздушных судов, стоили не более 2-3 % годовых", - пояснил Гусаров.
Экономика безопасности
У проблемы безопасности полетов помимо технической есть еще и экономическая составляющая. "Имея высокие показатели по рентабельности, авиаперевозчики смогут финансировать мероприятия, повышающие безопасность полетов, - говорит РИА Новости глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Если компании убыточны, то заставить их финансировать дополнительные меры по безопасности полетов довольно сложно".
Авиаперевозки в России в 2010 году были как раз убыточны, говорит Пантелеев. Рентабельность на внутренних авиалиниях составила минус 9,8%.
"На каждый рубль, полученный от пассажиров, авиакомпании заплатили 1,1 рубля в качестве платы аэропортам, выплаты зарплат персоналу, налоговых отчислений государству", - утверждает Олег Пантелеев.
Нужно повышать эффективность авиабизнеса, снижать издержки и финансовое давление на индустрию, например, отменить НДС (это 18%) на внутренних авиаперевозках, говорит эксперт. При перелетах за границу этот налог уже давно не взимается.
Малая авиация под ударом
Судьба малых авиакомпаний пока остается под вопросом. На прошлой неделе глава государства потребовал радикально уменьшить количество авиакомпаний. В первую очередь ликвидация грозит авиаперевозчикам с небольшим парком самолетов, поскольку им сложнее, чем крупным, следить за состоянием авиапарка. Замглавы Минтранса Валерий Окулов сообщил, что, по подсчетам его ведомства, России необходимо всего пять-семь авиакомпаний. Сейчас их 130.
Между тем, эксперты говорят, что размер авиакомпании никак не влияет на безопасность полета, настаивает Роман Гусаров.
Кроме того, странно, что еще неделю назад Росавиация и Ространснадзор проводили плановые и внеплановые проверки этих авиакомпаний, допускали их до полетов, а теперь те же чиновники вдруг стали называть их небезопасными. Получается, что они раньше давали разрешения на полеты небезопасным компаниям, рассуждает Гусаров.
На самом деле, проблема не в авиакомпаниях, а в чиновниках, их контролирующих, считают эксперты.
"Если бы чиновники осуществляли должный контроль, то сейчас бы не было разговоров о ликвидации части авиакомпаний", - говорит Роман Гусаров.
Например, в США есть перечень коммерческих авиаперевозчиков, который удовлетворяет сертификационным требованиям, рассказал Олег Пантелеев. У девятисот компаний в эксплуатации находится всего один самолет, еще 585 предприятий имеют 2-3 самолета или вертолета. "Они не обязательно являются регулярными коммерческими перевозчиками на магистральных линиях, - говорит эксперт. - Подавляющие большинство мелких компаний работает в режиме авиатакси, но к ним нет пренебрежительного отношения и попыток поставить их вне закона".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции