Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
Одним из последствий катастрофы самолета ЯК-42, произошедшей под Ярославлем 7 сентября, станет сокращение числа авиакомпаний в России. Эксперты опасаются, что эта мера сократит "географию" авиаперевозок в стране, уменьшит конкуренцию на рынке и будет способствовать росту цен на авиабилеты. Зато, возможно, станет катализатором обновления авиапарка страны.
Президент России Дмитрий Медведев в четверг потребовал резко сократить число действующих в России авиакомпаний. "Количество авиакомпаний должно быть радикально уменьшено, и сделать это надо в самые короткие сроки", - сказал глава государства. По его словам, "необходимо, наконец, разобраться с тем, как работают авиаперевозчики". Как заявил президент, должны остаться те авиакомпании, которые "имеют силы и средства, чтобы обслуживать парк, привлекать квалифицированный персонал и платить ему достойную зарплату".
Кроме того, Медведев заявил, что государство выделит средства на закупку новых самолетов. "Решения должны в том числе включать вопросы радикального изменения ситуации в области гражданской авиации, приобретения современных транспортных средств, даже несмотря на то, что это очень большие затраты для бюджета", - сказал глава государства. Причем решения по приобретению техники должны приниматься безотносительно страны ее производства. "Конечно, нужно думать о своих, но если они не способны "раскрутиться", нужно покупать технику за рубежом", - сказал президент. "Ценность человеческой жизни здесь должна быть выше, чем особые соображения, включая поддержку отечественного производителя", - подчеркнул он.
Все авиакомпании, эксплуатирующие самолеты ЯК-42, будут проверены в ближайшие три дня, сообщил в четверг глава Минтранса Игорь Левитин. Таких компаний сейчас 16, а самолетов - 57.
Катастроф все больше
Рухнувший ЯК-42 выработал свой ресурс лишь на 40%, но в целом состояние авиапарка страны требует срочного обновления.
Число авиационных происшествий в России с гражданскими воздушными судами с начала 2011 года выросло на 53% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, сказал вице-премьер России Сергей Иванов в конце августа, выступая на правительственной комиссии по транспорту и связи. За восемь месяцев число авиапроисшествий достигло 26. В этом числе 13 катастроф, в которых погиб 81 человек. "Количество катастроф увеличилось в 2,2 раза, число погибших в них - в четыре раза", - отметил вице-премьер.
По словам вице-премьера, все тяжелые происшествия в последнее время произошли с устаревшими воздушными судами. "Как правило, с судами авиакомпаний, у которых в парке 5-6 самолетов, а то и меньше", - заявил Сергей Иванов. По его словам, такие авиакомпании не могут поддерживать и обновлять свой авиапарк, а также следить за его техническим состоянием.
"Состояние самолетного парка в России не просто критическое, а абсолютно критическое, - сказал РИА Новости летчик-испытатель, герой России Магомед Толбоев. - Осталось пять лет до полного его исчезновения".
Глубокая модернизация авиапарка была проведена в 1970-80-е годы, рассказал Магомед Толбоев. "С 1980-х годов начался массовый выпуск современных самолетов, а в 1990-х годах начался обвал и застой, - пояснил он. - Причем аналогичная ситуация сложилась не только в гражданской авиации, но и в военной".
Саратовский авиационный завод, который производил самолеты ЯК-42, был закрыт в 2010 году. "Там произошел полный обвал, - вспоминает летчик-испытатель. - Заказов не было, конвейер встал. Частные компании самолеты не заказывают, у них нет средств".
"Проблема в том, что резко обновить авиапарк не получится, даже имея деньги. Новых самолетов на [мировом] рынке нет. На них надо записываться в очередь на 2015-16 годы, - сказал РИА Новости главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. - Покупка подержанных самолетов - это обмен шила на мыло".
Возраст - не помеха?
"Нормальный срок эксплуатации для каждого самолета индивидуален, и зависит от режима его эксплуатации, но это примерно 30-40 лет", - рассказал Роман Гусаров. В процессе эксплуатации агрегаты, системы и двигатели, которые вырабатывают ресурс, заменяются, поэтому пятнадцатилетний самолет, если он недавно прошел плановый капитальный ремонт, может оказаться в лучшем состоянии, чем пятилетний, пояснил Гусаров.
Плановые ремонты производятся регулярно, как только самолет налетает определенное количество часов, рассказал эксперт. Для каждого типа самолетов в сертификате эксплуатанта (официальный документ, разрешающий осуществление воздушных перевозок) есть соответствующие записи, которые делают сертификационные органы, то есть Межгосударственный авиационный комитет (МАК).
За техническим состоянием самолетов следит Ространснадзор, который периодически проводит проверки документов, состояния воздушного парка. Также ведомство проверяет, какие работы проводились в самолете.
Крупные компании проходят аудит эксплуатационной безопасности IOSA (IATA Operational Safety Audit). IOSA - первый всемирный стандарт безопасности полетов, внедренный Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) в 2003 году. Программа аудита IOSA предназначена для оценки систем эксплуатационного управления и контроля воздушных перевозчиков. Прохождение этого аудита - необходимое условие вхождения в большинство альянсов перевозчиков. "Проверяется и техника, и системы техобслуживания, и квалификация пилотов", - говорит Гусаров.
Кроме того, самолеты, которые летают за границу, подвергаются внеплановым проверкам по программе SAFA - это проверка без предупреждения. "В любом аэропорту могут прийти проверяющие и проверить судно на соответствие всем требованиям на обеспечение безопасности полетов", - пояснил эксперт.
Мелкие авиакомпании ликвидируют
Сейчас, по данным Минтранса, в России действует около 130 авиакомпаний. При этом 85% регулярных рейсов осуществляют десять компаний. Все остальные - это небольшие компании, которые работают на местных воздушных линиях и чартерных перевозках, сообщил 8 сентября министр транспорта Игорь Левитин. Правительственная комиссия по транспорту и связи в августе 2011 года приняла решение о том, что с 2012 года все авиакомпании, которые работают на регулярных маршрутах, должны иметь не менее десяти воздушных судов с количеством мест более 50, а с 2013 года - не менее 20 однотипных самолетов.
Дмитрий Медведев отметил, что все летные происшествия этого года случались с теми авиакомпаниями, которые "закрывают" именно оставшиеся 15% перевозок. "Эта статистика свидетельствует о том, что именно эти небольшие компании хуже всего в силу отсутствия денег, кадровых ресурсов следят за своим парком самолетов", - сказал президент.
Выполнить требования правительственной комиссии перевозчикам будет непросто. " У нас сейчас практически нет авиакомпаний, которые могут сказать, что у них есть 20 однотипных самолетов", - утверждает Гусаров. Проблемы возникнуть и у крупных авиакомпаний, например, у бюджетных перевозчиков. "Ни у "Авиановы", ни у "Скай Экспресса" нет двадцати однотипных самолетов, а они занимают приличную долю рынка", - рассуждает эксперт.
Кроме того, нужно понимать, что крупные авиакомпании региональными перевозками заниматься не будут, им это не интересно, поскольку доходность региональных перевозок низкая, добавляет Гусаров.
"География" перелетов сузится
При ликвидации малых авиакомпаний нужно учитывать, что их доля на рынке региональных перевозок (внутри регионов или между соседними регионами) составляет как минимум 90%, а то и все 100%, говорят эксперты.
Их ликвидация приведет к тому, что летать из Новосибирска на Камчатку придется через Москву. "Или придется ехать несколько суток на поезде, а там, где поезда не ходят - паромами или еще каким-то способом", - говорит Гусаров.
Эксперты говорят, что ликвидация малых авиакомпаний снизит конкуренцию на рынке авиаперевозок, что может привести к росту цен на билеты.
"Правильно было бы надзорным органам более тщательно проводить проверки и выполнять свою работу, - говорит Гусаров. - И если есть хотя бы сомнения в том, что авиакомпании выполняют какие-либо требования, то нужно лишать их сертификата эксплуатанта".
Магомед Толбоев предлагает свое решение проблемы безопасности авиаперевозок.
"Надо заставить крупные авиакомпании осуществлять не только выгодные им перевозки. Иначе как мы будем перемещаться, например, на Севере? - говорит он. - Должно быть государственное регулирование авиаперевозок. Необходимо обязать крупные компании осуществлять такие перевозки".
Проблема, по его словам, в том, что 90% небольших авиакомпаний были созданы за счет бесплатно полученных советских самолетов. "Задача их владельцев - выработать ресурс, получить деньги, спрятать их на Кипре, а самому удрать в Италию, - категоричен Толбоев. - После выработки ресурса самолет просто выбрасывают на свалку".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции