Константин Богданов
Спутник "Экспресс-АМ4" нашелся. Телекоммуникационный аппарат стоимостью в 7,5 миллиардов рублей, был потерян 18 августа сразу после старта. На расчетной орбите спутник не обнаружили, связи с ним не было.
Сутки спустя американская система противоракетной обороны NORAD обнаружила в околоземном пространстве и сам спутник, и разгонный блок "Бриз-М". Который и должен был вывести аппарат к будущему месту работы.
Еще две недели спустя была официально подтверждена причина аварии, звучавшая с самого начала: человеческий фактор. Совершенно исправный разгонный блок "Бриз-М" добросовестно отработал ошибочную программу, заложенную в него. Российский оператор спутника – государственное предприятие "Космическая связь" – публично признала потерю "Экспресс-АМ4".
Все это время наблюдатели задавались вопросом: если дело только в разгоннике – почему же молчит сам спутник? Исправен ли он? Не кроется ли за акцентами на ошибках оператора вывода – Роскосмоса – попытки разработчиков скрыть какие-то свои огрехи?
Разрабатывал аппарат Центр имени Хруничева в тесной кооперации с французами – компанией Astrium, дочерним предприятием авиастроительного концерна EADS. При этом аппарат строили именно французы, у себя в Тулузе, широко применяя свои же собственные решения.
Однако в понедельник глава фирмы Astrium Эверт Дудок сообщил, что французы восстановили-таки связь со своим спутником. Аппарат, по его словам, ушел в так называемый защищенный режим. Не выйдя на связь с Землей после отделения от разгонника, "Экспресс" развернул две солнечные батареи и начал ждать сеанса с центром управления.
К сожалению, по словам Дудока, орбита, на которой обнаружился спутник, исключает его использование. А перевод на хотя бы частично рабочую орбиту признан невозможным. Французы вернули мяч обратно в Россию: с нашей стороны, мол, все хорошо, суть аварии сводится к вашей нештатной процедуре вывода.
В данный момент вопрос с "Экспрессом" из технического все больше становится финансовым. Будет ли выплачена за него страховая сумма – все 7,5 миллиарда рублей, беспрецедентные деньги для космических страховщиков? Кто будет распоряжаться аппаратом после этого? Когда, как и кто будет убирать спутник с нерасчетной орбиты?
И, наконец, главная проблема. Когда запуски абсолютно исправной техники стоимостью в сотни миллионов долларов перестанут срываться из-за досаднейших человеческих ошибок? Ведь случай даже за последний год далеко не первый.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции