Рейтинг@Mail.ru
Нужны ли школьникам "ненужные" предметы - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нужны ли школьникам "ненужные" предметы

Читать ria.ru в
Дзен
По всей России вступил в действие новый образовательный стандарт для начальной школы. Через несколько лет новации распространятся и на среднюю и старшую школу. Уже ясно, что у старшеклассников сократится число предметов. Часть экспертов опасается, что уменьшение числа изучаемых предметов может привести к падению качества образования.

Анна Курская, РИА Новости.

В этом учебном году по всей России вступил в действие новый образовательный стандарт для начальной школы. Через несколько лет новации распространятся и на среднюю и старшую школу. Сегодня проекты образовательных стандартов находятся в разработке, но уже ясно, что у старшеклассников сократится число предметов: многие обязательные сегодня дисциплины станут "предметами по выбору".

Часть экспертов опасается, что уменьшение числа изучаемых предметов может привести к падению качества образования.

Ученикам придется делать выбор

Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы, разработанный Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования (так называемая "модель Кондакова"), в начале года вызвал шквал критики в обществе.

Предметом для критики стала не практикуемая ранее в российской системе среднего образования возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие – более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Проект этот пока не получил окончательного вида, он дорабатывается, рассказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

На волне резкого обсуждения стандарта Кондакова началась разработка альтернативного проекта стандарта под руководством Никандрова. "Возможность ученика выбирать предметы предусмотрена в том и другом проекте, просто объем этого выбора различается", – пояснила эксперт.

Стандарт Никандрова развивает концепцию профильной старшей школы, где из 36 учебных часов в неделю 4 часа предполагают выбор предмета. "Конечно, это не индивидуализация образовательной программы в соответствии с предпочтениями и склонностями ученика, – отметила Абанкина. – Тем не менее, в рамках 10% учебного времени выбор предмета предусмотрен. Эта величина может быть увеличена до 15-20%, но не больше".

Модель Кондакова – это модель вариативного образования с возможностью формирования индивидуальной образовательной траектории. Здесь ученик сам формирует свою программу как целое, только три предмета остаются обязательными – физкультура, "Россия в мире" и ОБЖ.

"Заданы шесть предметных областей, четыре гуманитарные, одна математическая, и одна естественнонаучная, – рассказала Абанкина. – Внутри каждой из этих областей ученик сможет выбрать и глубину изучения (базовый или профильный уровень), и разнопредметность (1-2 предмета), либо взять интегрированный курс, если предмет для него не является важным".

Эксперт считает, что этот проект обеспечит комплексную фундаментальную подготовку школьника, поскольку ядро программы останется разносторонним.

Не слишком ли рано делать выбор?

Но не все эксперты согласны с тем, что при фактическом уменьшении числа предметов фундаментальные свойства школьного образования сохранятся. Делать выбор профиля обучения в 8-9 классе, по их мнению, слишком рано.

"Некоторые люди с самого детства знают, кем они будут, но это люди с особой интуицией и силой желаний, – рассказала старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. – Большинство людей принимают решение о выборе профессии сразу после школы, часто не будучи готовыми к этому".

По ее словам, некоторые системы образования, например, немецкая, учитывают неготовность выпускника школы к осознанному выбору профессии. Они настроены на то, чтобы первое высшее образование человек получал для общего кругозора, а специализацию проходил в более старшем возрасте.

Эту точку зрения отчасти разделяет социолог Фонда "Общественное мнение" Лариса Паутова.

"Чтобы ученик мог выбирать профессию в школе, должна вновь заработать система профориентации, разрушенная в 1990-е годы, – рассказала РИА Новости социолог. – Но я убеждена, что сегодня в российской школе немного таких специалистов, которые могли бы помочь детям выявлять их способности и возможности, которые могли бы подсказать, какие профессии им больше подходят".

К тому же, по мнению эксперта, в современном мире раз и навсегда выбрать профессию невозможно, поскольку конъюнктура на рынке труда постоянно меняется, и люди вынуждены менять род занятий.

"Мы привыкли жить в обществе традиционного типа: "одна семья, одна любовь, одно Родина, одна профессия на всю жизнь", где приветствовались трудовые династии. Но сегодня ситуация изменилась, и менять профессию стало совершенно нормально".

В 1990-е годы на рынке труда были востребованы такие специальности, как финансы и кредит, юриспруденция, банковское дело. Многие россияне, выбравшие их, позднее остались работы. Важнее научить ребенка адаптироваться к меняющимся условиям, считает Паутова.
"Важно, чтобы выросла полноценная личность, которая может принимать решения на каждом жизненном повороте. Жизнь очень большая. Она не может определяться в 14-15 лет", – согласна с социологом Ольга Маховская.

Что считать ненужным?

Фундаментальные науки должны преподаваться до конца школы, как бы это ни было трудно, считает Маховская.

"Я считаю, что очень важно держать в тонусе интеллект, а он особо тренируется на предметах, не специфических для способностей человека. Ты понимаешь границы своих возможностей и интересов, только когда эти границы прощупываешь или пытаешься пробить лбом. Это очень важно", – отметила психолог.

Возможность выбора учебных предметов, которые даются школьнику легче других, таит в себе обманчивую простоту. "Как только появляется легкость в обучении, резко падает мотивация ученика, – рассказала Маховская. – То, что легко, не вызывает большого интереса. Человек, привыкший к отсутствию трудностей, никогда не состоится".

По ее словам, "ненужные" предметы стихийно создают ребенку трудности, помогают ему двигаться, учат справляться с проблемными ситуациями. Люди, которые постоянно находят выход из проблемных ситуаций, наращивают колоссальный потенциал, который может "выстрелить" после 40-50 лет. В этом возрасте люди не будут угасать, как их ровесники, а продолжат идти по нарастающей, отметила она.

"Если мы будем на бытовом уровне пересматривать систему образования или ориентироваться только на представления чиновников, мы можем потерять целое поколение и огромную образовательную систему", – подчеркнула психолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала