Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости
У Санкт-Петербурга практически есть новый губернатор. Из тройки кандидатов, предложенных в субботу президенту Дмитрию Медведеву "Единой Россией" на пост губернатора, лишь кандидатуру Георгия Полтавченко можно считать реальной, - полагают политологи. Две другие кандидатуры - спикера городского парламента Вадима Тюльпанова и вице-губернатора Михаила Осеевского - носят символический характер и призваны продемонстрировать доверие партии власти к команде, правящей Питером.
Итак, многоходовка под названием "Матвиенко в Совете Федерации" выходит на финишную прямую. Спикер санкт-петербуржского парламента Вадим Тюльпанов уже сообщил, что в ближайшее время президент внесет кандидатуру достойнейшего из троих в питерское заксобрание и новый губернатор будет предъявлен городу и миру. Почти никто не сомневается, что достойнейшим будет Полтавченко.
Зачем вообще понадобилось вводить две другие фамилии в игру, да еще без предупреждения? (Вадим Тюльпанов признался, что выдвижение его кандидатуры стало для него неожиданностью.) Первое объяснение - юридическое: по закону, победившая партия не может вносить всего одну кандидатуру на пост главы субъекта федерации. Второе объяснение - политическое. Тюльпанов и Осеевский на момент начала многоходовки все-таки были вторым и третьим людьми в городе после Валентины Матвиенко.
"Внесение представителей Петербурга в тройку - свидетельство того, что федеральный центр доверяет команде Матвиенко", - делает вывод в интервью РИА Новости политолог Дмитрий Орлов.
Глава петербургского центра содействия демократии "Геликс" Григорий Голосов отмечает, что речь идет не просто о команде Матвиенко, а о группе людей, правящей Санкт-Петербургом начиная с девяностых годов. (Вадим Тюльпанов стал депутатом еще в 1998 году.) Матвиенко эту команду, по сути дела, унаследовала от своих предшественников.
"Эта команда несколько отличается от региональной элиты других крупных городов России, - отмечает Голосов. - В ней почти нет представителей старой коммунистической номенклатуры, многие члены этой команды пришли в политику через реальные выборы. Может быть, именно поэтому они проявляют большую сплоченность и не пускают к себе чужаков. Им эта власть не была подарена, они за нее боролись. И теперь им вовсе не хочется, чтобы кто-то повторил их успех".
Возможно, реверанс в сторону ключевых фигур города поможет снять напряжение, которое неизбежно возникнет в чиновных рядах при появлении в крупном городе нового губернатора. И Тюльпанов, и Осеевский поблагодарили ЕР за оказанное им доверие. Впрочем, у питерской элиты вообще больше опыта в смене городской власти, чем у их московских коллег. Если в Москве смещение Лужкова - первая кадровая революция за 20 лет, то Питер начинает жизнь с уже четвертым губернатором за постсоветские годы.
Политологи ожидают, что определенную роль в городской политике продолжит играть и Дмитрий Козак - политик, чья кандидатура до последнего времени казалась куда более предпочтительной, чем неожиданно появившийся Георгий Полтавченко. Утверждая это, политолог Михаил Ремизов в интервью РИА Новости отмечает наличие у Козака навыков публичного политика.
Публичная сторона политики никогда не была сильной стороной Полтавченко, приобретшего известность разве что своими крепкими связями с Патриархией и Русской православной церковью в целом. На посту полпреда президента в Центральном федеральном округе Полтавченко активно помогал церкви, снискав таким образом поддержку в православных кругах.
Впрочем, для ностальгирующего по старой России Санкт-Петербурга связи с церковью - отнюдь не минус.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции