Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.
Джаз родился раньше, чем Луи Армстронг. Но росли они вместе. Луи дал джазу новое дыхание, сделав его звуки теплыми и яркими, как летнее утро, и густыми, как мед. Человек с шаловливой улыбкой и чуть клоунской манерой общения превратил джаз в высокое виртуозное искусство, достояние самых взыскательных ценителей музыки, и положил начало мировой джазомании. 4 августа исполняется 110 лет со дня рождения джазового Моцарта – Луи Армстронга.
Сгусток американской энергии
Композитор Джордж Гершвин считал, что джаз – "это выплеск энергии, которую накопила Америка". Судя по искусству Армстронга, он вобрал в себя значительную часть американской энергии.
Джазмены часто говорят, что музыкант должен "рассказывать историю". Маэстро Армстронг рассказал людям бесчисленные истории с разными настроениями, извлек из джаза, кажется, все мыслимые возможности. Труба и хрипловатый голос – два великих инструмента Армстронга – исполняли и песни для мюзиклов, и "разговорные", с диалогами, церковные песнопения, и танцевальные мелодии для вечеринок, и лирические серенады влюбленного.
В музыке "Луи Великого" даже диссонансы звучали, как гармония, а странные сочетания музыкальных стилей выглядели как естественные, существовавшие испокон веков. Вся музыка Господина Джаз (так назвал Армстронга его коллега Дюк Эллингтон) была признанием в любви к миру: "And I think to myself, what a wonderful world!".
Джаз как природа души
Луи Армстронг родился в Новом Орлеане "в бедности, рос в невежестве, но, к счастью для нас, был гением", заметил джазовый критик Джеймс Коллиер. По силе, легкости и раннему развитию дара Армстронга можно сравнить с Моцартом. Подростком, не зная нотной грамоты, Луи виртуозно играл на корнете – медном духовом инструменте, "гибриде" рожка и трубы. Прирожденный мелодист, он схватывал музыкальные азы на лету, прямо на практике, и начинал импровизировать. "Чувство джаза – это нечто природное", – поясняет композитор Георгий Канчели, автор многих джазовых композиций.
Музыкальным университетом Армстронга стала… колония. Он в шутку пальнул из чужого пистолета и оказался в исправительном интернате. "Эта колония была для меня, скорее, школой-пансионатом, а не тюрьмой", – скажет потом маэстро. Именно там он начал исполнять музыку. А в 16 лет у мальчишки из нищей семьи, в которой он оказался главным кормильцем, уже был собственный оркестр, игравший в барах на вечеринках.
В 18 лет Армстронг был корнетистом в лучшем джаз-банде Нового Орлеана. Он уже тогда мог начать сольную карьеру: у юноши, помимо огромного таланта, был несгибаемый дух и колоссальная работоспособность. А к 22 годам Луи уже считался лучшим джазменом мира.Словом, тут бы начать славное "одиночное плавание". Но Армстронг был уверен в том, что нельзя бросать своих учителей – музыкантов-джазистов. Его жене-пианистке пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы заставить мужа делать сольную карьеру. И его звезда тут же стала сиять ярче всех в Нью-Йорке, Новом Орлеане и Чикаго.
"Счастливчик Луи" в 28 лет уже считался классиком, частью музыкальной истории XX века. Его работы всерьез изучали музыковеды Европы и США. А среди любителей джаза началась "армстронговская лихорадка" – пластинки с записями музыканта раскупались мгновенно. Меломаны бурно обсуждали, как легко и захватывающе Армстронг исполняет тот или иной пассаж, как владеет верхним регистром, как солнечно звучит его голос, как вибрирует звук трубы.
Спустя десятилетия меломаны уже лазили по чердакам и подвалам старых домов, чтобы найти первые записи гения джаза. Музыкант-ударник Джин Крупа подчеркивал, что все джазмены так или иначе отдают музыкальную дань Армстронгу: "Все сделал Луи, и сделал первым".
К середине 1950-х Армстронг уже снялся в полсотне фильмов. Как говорили его коллеги, он готов был выступать 365 дней в году. Шоумена приглашали даже на академические оперные сцены – например, в нью-йоркский театр Метрополитен-опера.
Виртуоз джаза. Аудиовикторина по творчеству Луи Армстронга>>
Вместе с великой джазовой певицей Эллой Фицджеральд Армстронг записал оперу "Порги и Бесс" Гершвина. Трудно исполнить знаменитую колыбельную "Summertime" душевнее и виртуознее, чем этот дуэт. А в 1960-е весь мир распевал "Hello, Dolly!" из одноименного мюзикла, в котором пели Барбра Стрейзанд и Луи Армстронг.
Армстронг по-русски
Знаменитые джазмены и джазовые композиторы, например, Алексей Козлов, Игорь Бутман и Георгий Канчели, рассказывали о том, как прослушивание Армстронга в детстве определило их музыкальный стиль на всю жизнь. Леонид Утесов также слышал ранние записи Господина Джаз. Многие новые джазовые стили Утесов впоследствии не принял. Но то, что кинокомедия Григория Александрова "Веселые ребята" (1934) с Утесовым в главной роли впитала американский джаз, в частности, джаз Армстронга, – несомненно.
Влияние Армстронга так или иначе испытал на себе и Дмитрий Шостакович. Он признавался джазисту Цфасману, что перед сочинением собственных джазовых композиций прослушивал почти весь советский и зарубежный джаз.
Если бы Армстронг приехал на гастроли в СССР, как Дюк Эллингтон, его ждал бы восторженный прием. Мнение Никиты Хрущева, сравнивавшего "шумовую музыку джаст" с "радиопомехами", а свои ощущения от него – с ощущениями от "колик в животе", на деле разделяли немногие.
На одном из джазовых сайтов меломаны приводят свои собственные афоризмы об этом музыкальном искусстве. Например, такие: "Джаз – это драйв, импровизация и чувство свободы", "Джаз – большое искусство вкупе с кайфом", "Джаз – это развлечение по обе стороны рампы", "Джаз – душевный разговор с публикой". Сложились бы такие мнения о джазе без Луи Армстронга? Едва ли. Он стал сутью джаза, его воплощением и расцветом. Сейчас, спустя 40 лет после его смерти, его мелодии по-прежнему звучат.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции