Рейтинг@Mail.ru
Опера Джорджа Гершвина "Порги и Бесс". Справка - РИА Новости, 28.09.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Опера Джорджа Гершвина "Порги и Бесс". Справка

Читать ria.ru в
Дзен

75 лет назад, 30 сентября 201935 года, состоялась премьера оперы Джорджа Гершвина "Порги и Бесс".

Опера "Порги и Бесс" (Porgy and Bess), созданная в 1935 г. композитором Джорджем Гершвином (1898-1937), жителем Нью-Йорка, выходцем из семьи евреев-иммигрантов из России, является гордостью американской культуры и входит в международный оперный репертуар.

Джордж Гершвин создавал симфонические и фортепьянные пьесы, основанные на джазовой гармонии: "Рапсодия в голубом" (Rhapsody in blue, 1924), сюита "Американец в Париже" (An American in Paris, 1928). Он был одним из первых, кто обратил внимание на то, насколько расплывчаты границы популярной и "серьезной" музыки.

Опера "Порги и Бесс" стала вершиной творческого пути композитора.

Действие оперы разворачивается в оживленном негритянском квартале Кэтфиш-Роу города Чарльстона в штате Южная Каролина в начале 1930-х гг. "Порги и Бесс" – история о нищем калеке и его возлюбленной. В их жизнь вторгаются бедность, насилие, а в случае Бесс – и наркотики.

В опере "Порги и Бесс" впервые в истории музыкального театра США чернокожие американцы показаны с глубоким уважением и сочувствием

Когда Гершвин решил превратить в оперу роман "Порги", написанный в 1924 г. писателем-южанином Дюбозом Хейуордом, он отправился в Чарльстон и долгое время впитывал в себя и записывал афроамериканскую музыку. Он стремился достоверно передать дух этой музыки в "Порги и Бесс", но его собственное происхождение вызывало в некоторых кругах сомнения в том, сумеет ли он изобразить суть жизни чернокожих на "глубоком Юге".

Гершвин использовал мелодии в стиле спиричуэлс (англ. Spirituals, Spiritual music) и ритмы джаза. Музыка передает внутренний мир героев, их нелегкую жизнь; в ней заложена подлинная человечность, искренний лиризм, задушевность.

Двадцать месяцев писал композитор оперу и все это время жил в уверенности, что она будет лучшим его сочинением. На последней странице рукописи значится дата: 23 августа 1935 г. Однако работа над оперой продолжалась также во время репетиций и завершилась лишь за день до премьеры.

30 сентября 1935 г. в "Колониэл-театре" в Бостоне состоялась премьера. Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора.

По словам Джона Эдварда Хассе, курирующего в Смитсоновском институте американскую музыку, произведение "было представлено как народная опера, занимающая промежуточное положение между оперой и бродвейским мюзиклом".

Газета Christian Science Monitor провозгласила "Порги и Бесс" "важнейшим вкладом Гершвина в музыку", а Boston Transcript отметила: "Пора признать Гершвина серьезным композитором".

Премьера в Нью-Йорке, состоявшаяся 10 октября в "Алвин-театре", также прошла празднично, но критики не были единодушны. Нью-йоркская пресса по большей части осудила нетрадиционный подход Гершвина, особенно то, что он внедрил в оперный жанр чисто американские музыкальные элементы (джаз, блюз, традиционные спиричуэлы).

Опера понравилась только театральным рецензентам, которые оказались гораздо проницательнее коллег-музыковедов.

За полтора года опера выдержала 124 постановки в "Алвин-театре" – цифра весьма солидная для любой оперы классического репертуара. Несмотря на хороший прием, надежды братьев Гершвин (брат Джорджа ‑ Айра написал стихотворный текст оперы) на материальный успех не оправдались: они потеряли 10 тысяч долларов, вложенных в постановку. Подлинное признание и понимание "Порги и Бесс" пришло после смерти композитора. В течение нескольких десятилетий продолжается ее триумфальное шествие по материкам и континентам. Опера вышла за пределы американской музыкальной культуры.

Европы она достигла в 1945 г.; тогда опера была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских актеров. Но по-настоящему популярной в Европе она стала только после того, как её показала американская негритянская труппа, совершавшая европейское турне в сезоне 1952-1953 гг. Ни одна американская опера, созданная как до, так и после "Порги и Бесс", даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, не поколебала столь прочного положения "Порги и Бесс" в музыкальной жизни западного мира.

В России опера исполнялась на концертной эстраде и по радио. В 1956 г. негритянская труппа из США "Эвримен опера" показала "Порги и Бесс" в Москве и Ленинграде, в 1966 г. была осуществлена постановка в Таллине, в 1972-м – на русской сцене, в ленинградском Малом театре оперы и балета, а в 1980-м – в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

В 1958 г. опера была экранизирована (режиссер Отто Преминджер). Среди исполнителей оперы – легендарные имена, отточившие радикальную манеру Гершвина, скрестившего каноны европейского вокала с джазом, блюзом, соул и другими "черными" стилями: Луи Армстронг и Элла Фицджералд, Рей Чарльз и Милт Джексон, Майлз Дьюи Дэвис и Оскар Питерсон.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала