МОСКВА, 29 июл - РИА Новости. Обсуждение доклада Польши по причинам катастрофы президентского самолета Ту-154 под Смоленском будет долгим, а польское общество выскажет свое мнение с помощью голосования на парламентских выборы, считает научный сотрудник Института международных отношений Польши Роберт Сьмигельский.
В крушении польского самолета в прошлом году погибли 96 человек, в том числе президент Польши Лех Качиньский. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в январе обнародовал отчет, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа. Польша представила в пятницу свой доклад. МАК уже заявил, что существенная часть выводов польского расследования соответствует отчету комитета, но некоторые из них пока непонятны.
"Выборы в Польше состоятся в октябре, и тогда польское общество как бы выскажется на тему катастрофы под Смоленском - кому больше верить: версии "Право и справедливость" или официальной правительственной версии трагедии. На данный момент мне трудно предугадать результаты выборов. Но, несомненно, смоленская тема, тема причин этой катастрофы будет подниматься во время предвыборной кампании в Польше прежде всего оппозиционной партией "Право и справедливость", - сказал Сьмигельский в интервью радио "Голос России".
"Конечно, дискуссия вокруг этого доклада будет еще долгой. И последствия для людей, которые в той или иной степени, посредством халатности, виновны в катастрофе, будут определены в течение нескольких месяцев польским правительством", - считает польский эксперт.
В польском докладе говорится, что одной из причин катастрофы самолета президента Польши под Смоленском стал поздний уход пилота на второй круг. Система предупреждения столкновения с землей TAWS не была настроена к полету, а экипаж допустил ошибки при заходе на посадку - члены экипажа игнорировали предупреждения системы TAWS, процедура ухода была сделана на 60 метров ниже допустимой. Также, согласно документу, члены экипажа не реагировали на ошибки в процессе "пробной посадки", а командир экипажа принял ошибочное решение об уходе на второй круг "в автомате", хотя у экипажа не было такой возможности. Кроме того, экипажу недоставало обучения на симуляторах в трудных погодных условиях. При этом польская сторона считает, что российский диспетчер в Смоленске давал неправильные команды экипажу, а аэродром не обеспечил безопасности полета, в том числе из-за плохой видимости.
"Я уже некоторое время слежу за развитием этой темы и особо ничего из пресс-конференции меня не удивило. Но стоило ожидать, даже уже из замечаний, которые польская сторона оставила под рапортом МАК, что вина за катастрофу будет где-то посередине. Хотя в большой степени кажется, что и рапорт комиссии Миллера возлагает вину на польскую сторону. Что действительно привлекло мое внимание - масштаб недочетов при обучении польских пилотов", - отметил Сьмигельский.
Глава МВД Польши Ежи Миллер, который руководил польской комиссией по выяснению причин катастрофы, заявил, что члены экипажа принимали правильные решения, но не смогли их реализовать, поскольку у них не было опыта, как это сделать в трудных погодных условиях. По его словам, летчикам недоставало обучения на симуляторах в трудных погодных условиях.
Согласно выводам комиссии, обучение пилотов спецполка Польши, обслуживающего самолеты руководства страны, не отвечало стандартам. В частности, вместо штурмана, который должен был переговариваться по радио с аэродромом, эти обязанности пришлось взять на себя командиру воздушного судна, поскольку только он знал русский язык достаточно хорошо. Таким образом, нагрузка на командира была чрезмерной - он вел самолет, следил за автоматическим оборудованием и одновременно должен был слушать радиоэфир, отвечать на команды диспетчера. Комиссия признала, что командир корабля не имел достаточно опыта, у него был небольшой налет в неблагоприятных погодных условиях.