МОСКВА, 12 янв - РИА Новости. Недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа стали системными причинами катастрофы самолета польского президента Леха Качиньского, который разбился в апреле 2010 года под Смоленском, сообщила председатель Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина.
Самолет Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился 10 апреля 2010 года. Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа, среди погибших сам президент, его супруга и часть руководства страны. Расследование авиакатастрофы проводилось технической комиссией Межгосударственного авиационного комитета.
"Техническая комиссия установила, что системными причинами катастрофы явились существенные недостатки в организации летной работы, подготовке членов экипажа и в обеспечении данного особо важного полета в специальном авиаполку", - сказала Анодина в среду на пресс-конференции по итоговому отчету о расследовании причин авиакатастрофы.
По ее словам, недостатки инфраструктуры аэродрома Смоленск-Северный, состояния и технического уровня радиотехнического, светосигнального и метеооборудования, наземных средств объективного контроля, а также действия группы руководства полетами, указанные в проанализированном отчете, по мнению технической комиссии и независимых международных экспертов, не явились причиной катастрофы.
Председатель МАК также назвала сопутствующие причины катастрофы: запоздалое начало снижения, неудовлетворительное взаимодействие экипажа, недостаточный опыт командира в выполнении заходов на посадку при условии неточных данных. Сопутствующие факторы, по ее словам, - "преждевременный переход штурманом экипажа на отсчет высоты по радиовысотомеру в условиях интенсивно меняющегося рельефа, выполнение полета с включенным автопилотом и автоматом тяги до высот значительно меньших высоты принятия решения, что не предусмотрено руководством по летной эксплуатации воздушного судна, запоздалое начало снижения на посадочной прямой и, как следствие, повышенная вертикальная скорость снижения, выдерживаемая экипажем".
По словам Анодиной, в число сопутствующих факторов вошло "длительное обсуждение экипажем с директором протокола (президента) и экипажем польского самолета Як-40 информации о фактической погоде хуже установленного минимума и невозможности со слов экипажа Ту-154М посадки на аэродроме назначения, что увеличило психоэмоциональное напряжение экипажа и привело к возникновению у командира состояния психологического мотива конфликта: с одной стороны, он понимал, что посадка в сложившихся условиях небезопасна, с другой, существовала сильная мотивация на выполнение посадки именно на аэродроме назначения".
"По материалам технической комиссии независимых экспертов, в случае ухода на запасной аэродром командир мог ожидать негативную реакцию главного пассажира", - отметила председатель МАК.
Согласно отчету, размещенному на сайте МАК, экипаж польского самолета не проходил регулярные периодические тренировки на тренажере Ту-154 для отработки навыков взаимодействия, в том числе в особых случаях в полете и при заходах на посадку по различным системам и вариантам использования бортового оборудования.
"В специальном авиаполку ВВС Польши отсутствовала инструкция по взаимодействию и технология работы членов экипажа для четырехчленного состава экипажа самолета Ту-154", - констатируется в документе.
По данным комиссии, экипаж для выполнения полета был сформирован 2 апреля. При этом командир воздушного судна ранее выполнил три полета на аэродром Смоленск "Северный" (все в качестве второго пилота), остальные члены экипажа опыта полетов на данный аэродром не имели.
"Комплектование экипажа было выполнено без учета фактического уровня профподготовки каждого специалиста для выполнения особо важного полета. КВС (командир воздушного судна - ред.) имел перерыв при выполнении заходов на посадку на Ту-154М в метеоусловиях, соответствующих присвоенному допуску, более пяти месяцев. За весь период полетов в качестве командира самолета Ту-154М в летной книжке имеются данные только о шести случаях использования NDB (приводных радиомаяков - ред.) при заходе на посадку, последний раз в декабре 2009 года (все в проектных метеоусловиях). Штурман экипажа последние два с половиной месяца на Ту-154М не летал, постоянно выполнял полеты вторым пилотом на Як-40", - говорится в отчете.
Предпосадочной подготовки членов экипажа на записи бортового речевого самописца зафиксировано не было, продолжается в документе. "В связи с этим установить, обсуждалась ли экипажем система захода на посадку, режим захода, распределение обязанностей, порядок пилотирования, уход на второй круг (запасной аэродром) с учетом фактических метеоусловий, не представилось возможным", - написано в отчете.
Действия всех аварийных служб, отметили в ведомстве, были правильными и своевременными, что позволило предотвратить развитие возникшего после происшествия пожара и обеспечить сохранность бортовых самописцев, фрагментов воздушного судна и останков находившихся на борту людей.