МОСКВА, 29 июл - РИА Новости. Врачи и пациенты столичных медучреждений жалуются, что вынуждены тратить в два раза больше времени на выписку и получение новых больничных листов, из-за чего в коридорах поликлиник растут очереди и недовольство граждан. Медики уверены, что ситуация обострится в период повышения заболеваемости, осенью и зимой. В Фонде социального страхования (ФСС) допускают, что на заполнение новых документов действительно может уходить больше времени, но к "простудному сезону" проблему обещают решить, разработав специальное программное обеспечение.
Спецзащита
Новый бланк листка нетрудоспособности выдается с 1 июля 2011 года всем гражданам РФ, побывавшим на "больничном". По данным Минздравсоцразвития России, новый бланк формата А4, голубого цвета, предполагает автоматическую обработку машиносчитываемого документа.
В ФСС неоднократно поясняли, что введение новых больничных листов необходимо для защиты бланков от подделки. Обновленный документ имеет несколько степеней защиты: штрих-код с уникальной комбинацией из 12 цифр, потайной микротекст, специальная печать, водяные знаки.
Однако, как показал интернет-поиск, мошенники быстро отреагировали на нововведения и теперь на сайтах компаний, занимающихся продажей справок, отдельно указано, что на руки заказчику выдаются больничные листы нового образца.
По факту же оказалось, что месяц использования "защищенных" бланков оставил беззащитными перед возникшими трудностями врачей и пациентов. Корреспондент РИА Новости стал свидетелем ситуации в поликлинике №197 в районе Ново-Переделкино, где за 40 минут больничный лист получили только две беременные женщины. При этом "зал ожидания" перед регистратурой вовсе не предусмотрен для большого количества людей. Все это время женщины были вынуждены стоять в коридоре, поскольку из-за ремонта в помещении не было даже стульев.
Недовольство растет
Блогеры, попавшие в похожую ситуацию, также активно комментируют эту проблему на своих страничках в интернете и в соцсетях.
"Это не диверсия, это экономия средств соцстраха. Например, одно из требований - печать должна помещаться в отведённый квадрат, но она там не помещается. Если документы оформлены неверно - больничный оплачивает работодатель. Так что одной рукой правители снижают социальные взносы, а другой перекладывают их на предпринимателей, но уже подобным иезуитским способом", - пишет блогер Zomanus.
"В понедельник пришла в больницу по месту жительства... а там... новая форма больничного листа. Этот больничный стал теперь формата А4, и система заполнения немного поменялась, поэтому наши консервативные врачи угробили тучу бланков, и администрация больницы выделила один кабинет с отдельной тетечкой, и теперь только она выписывает больничный лист по направлению врача. Ну, вы себе представляете очередь из 40 человек со сломанными руками, ногами и прочими приятностями? А я в ней два с половиной часа сидела...", - делится своими впечатлениями блогер Живого Журнала kern_anna.
Блогер @lameh Gregory Leonov более категоричен, высказываясь в Твиттере: "Тому, кто придумал новые формы больничных листов и правила их заполнения, надо гвоздь в голову забить! Целый час не могу оформить и поставить печать. И могут потом отбраковать".
Ради красного словца
Медрегистраторы в поликлиниках, занимающиеся оформлением больничных листов, подтвердили, что проблема, о которой пишут блогеры, не надумана. Больше всего сотрудников столичных поликлиник удручает то, что заполнять новые больничные листы нужно ровными печатными буквами строго по клеточкам.
"Это кошмар какой-то! Я вам не могу передать, какой кошмар! Это получается, они напечатаны все для компьютера, а заполняет человек печатными буквами в маленьких клетках. Это может сделать только человек с хорошим зрением. Просто издевательство над людьми. Очень тяжело", - рассказала РИА Новости сотрудник регистратуры поликлиники № 4 Таганского района Москвы.
По ее словам, заполнять "больничные" старого образца было намного проще и быстрее. "В два раза больше времени занимает сейчас заполнение. По десять минут на каждый больничный. Но для посетителей, которые вынуждены стоять, десять минут - это очень много!", - заметила она.
Однако, по прогнозам сотрудницы поликлиники, ситуация резко осложнится осенью. "Вот когда будет эпидемия, вообще будет ужас, столпотворение", - сказала она.
Нет права на ошибку
Медрегистратор поликлиники № 15 Люберецкого района Москвы Вера Маслихова рассказала РИА Новости, что для заполнения листков нетрудоспособности в поликлинике подобрали специально двух человек, особо аккуратных, ответственных и стрессоустойчивых.
"Посетители недовольны. Вот сейчас мужчина пришел, он уже второй раз переделывал, просто было одно место работы, потом оказалось другое, теперь оказалось третье. Он человек очень грузный, с костылем, и ему с работы приходится приезжать. Приехал не в свою смену, теперь ему еще и к четырем приезжать. Очень жалко больных", - сказала Маслихова.
При этом, по словам сотрудницы поликлиники, у врачей даже нет права на ошибку. "Написано, что работодатель может ошибиться в своей графе, на оборотной стороне бланка: "исправленному верить и печать", а медучреждение не может. И поэтому постоянно мы их переделываем, переписываем. Это очень трудоемко", - сказала она.
Иногда пациенты, толпящиеся в очереди, пытаются сорвать свое зло на сотрудниках поликлиники. "Бывает такое. Я гашу, умею с ними разговаривать, получается. Нашей же вины никакой нет, это же не мы придумали" - пояснила Маслихова.
Медрегистратор выразила солидарность со своей коллегой из поликлиники №4 в том, что "это только цветочки", работа "встанет", когда начнутся массовые простудные заболевания. "Не так много времени уходит на их заполнение, но просто когда будет наплыв больных, тогда это станет проблематично. Сейчас лето, люди отдыхают, не болеют, потому что не сезон, а в сезон, конечно, будет еще сложнее", - отметила она.
Больничный атрибут
В пресс-службе ФСС РИА Новости пояснили, что сложности с выпиской листков нетрудоспособности возникли из-за того, что пока не разработано новое программное обеспечение для их заполнения на компьютере. "Естественно, тратится больше времени на ручное заполнение листков, которые должны заполняться на компьютере", - сказали в пресс-службе.
При этом, сотрудники ФСС не связывают растущие очереди в регистратуры с введением нового документа. "Очереди всегда являлись неотъемлемым атрибутом наших поликлиник. Бланки меняются, а очереди как были, так и остаются", - отметили в пресс-службе.
Решить проблему с заполнением новых "больничных" листов в фонде обещают к новому эпидсезону, чтобы не усугублять ситуацию в случае наплыва посетителей в медучреждения. "Сейчас разрабатывается специальное программное обеспечение. К тому времени все будет готово", - отметил сотрудник ФСС.
Кстати, к проблеме заполнения больничных листов в московских медучреждениях в июле добавилась еще одна - их дефицит, однако столичные власти уже пообещали, что к концу июля больничных листов в поликлиниках и больницах будет столько, что их хватит на всех.