Рейтинг@Mail.ru
Сергей Лавров в балийском университете многополярности - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Лавров в балийском университете многополярности

Читать ria.ru в
Дзен
Что делать Москве, если первая и вторая мировые державы – США и Китай – сталкиваются лбами? Ответ российских правительственных чиновников таков: не вмешиваться. Именно так и замышлялось поведение Москвы на проходящем в эти дни на Бали важнейшем дипломатическом мероприятии – ежегодном Асеановском региональном форуме по безопасности.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Что делать Москве, если первая и вторая мировые державы – США и Китай – сталкиваются лбами на территориях, отстоящих и от Москвы, и даже от Владивостока на несколько часов полета? Ответ российских правительственных чиновников, причастных к выработке наших позиций по этой ситуации, таков: не вмешиваться. Именно так и замышлялось поведение Москвы на проходящем в эти дни важнейшем дипломатическом мероприятии – на АРФ, ежегодном Асеановском региональном форуме по безопасности. В этот раз – в Индонезии, на острове Бали.

Когда ваши друзья ссорятся

Итак, российская сторона по поводу американо-китайских противоречий в регионе высказывается обтекаемо: не наша тема. На самом же деле все, что происходит в Азии, и уж тем более между США и Китаем – очень даже наша тема. Россия геополитически похожа на США: у обеих стран есть атлантическое и тихоокеанское направления политики, и у обеих важность тихоокеанского растет.

И вот пример: в Москве за несколько месяцев до нынешнего АРФ на Бали с любопытством ждали, что скажет госсекретарь Хилари Клинтон и что ответит ей министр иностранных дел Китая Ян Цзечи (или наоборот) по поводу территориальных споров нескольких государств в Южно-Китайском море. Будет драка или нет?

Вроде бы, какое Москве дело до того, что на некоторые участки 200-мильной экономической зоны (и на запасы нефти и газа на шельфе) в этом море претендуют одновременно Китай, Вьетнам, Филиппины и так далее – в общем, все не согласны со всеми? А очень просто. Китай для России – ключевой стратегический партнер, опора внешней политики на нескольких направлениях, без которой все прочие направления выглядели бы весьма шатко. Но это не единственный наш партнер. Существует еще такая экономическая реальность, как рынок вооружений в регионе Юго-Восточной Азии, то есть рынок стран – южных соседей Китая. Сошлемся на уважаемую индийскую газету "Пионер": Вьетнам укрепляет свою оборону, приобретая у России 6 подводных лодок, самолеты SU 30 MK 2 и вертолеты MI 17.

И все было хорошо, пока в Южно-Китайском море было спокойно. А как вам перспектива вооружать Вьетнам – и его соседей из Юго-Восточной Азии, также активных покупателей российских вооружений – против Китая? Это была бы совсем новая и очень неприятная для Москвы ситуация. А ведь в последние недели напряженность в Южно-Китайском море достигла такой точки, когда – 14 июня – премьер-министр Вьетнама упомянул публично массовую мобилизацию. Как в 1979 году, когда Китай напал на Вьетнам (и потерпел неудачу).

Кто виноват?

Вопрос о том, кто прав и виноват в территориальном споре, сейчас до предела идеологизирован: если кто-то не любит Китай, то считает Китай и виноватым. Но это если не считать того факта, что в территориальных спорах вообще не бывает правых – что делать, если два капитана рыболовных или исследовательских судов показывают друг другу две разные карты территориальных вод (что и происходит, в особенности между Китаем и Вьетнамом и Китаем и Филиппинами)?

Но особенность дела в том, что обострился спор после того, как в него вмешались США – обозначилось это на предыдущем АРФ в Ханое – и поддержали сторону АСЕАН против Китая. И вот результат: на свет явилась американо-вьетнамская дружба против Китая (не будем забывать, что борьба с Китаем исторически была основой вьетнамской государственности, примерно как в случае с Пакистаном, родившимся путем отделения от Индии). И есть еще традиционно дружественные США Филиппины. Обе страны АСЕАН провели в этом году в том самом море военные игры вместе с США.

Конечно, 10 стран АСЕАН не желали, чтобы Китай в Азии был полностью бесконтролен. Но бесконтрольность США, растаскивающих "десятку" на проамериканские и, возможно, прокитайские страны – тоже плохо. Индонезийские (страна-председатель) и некоторые другие дипломаты начали еще в июне челночить из одной столицы АСЕАН в другую со словами: это чересчур. Мы не этого хотели. Раньше, до роста американской активности, было лучше.

И все ждали: что произойдет на Бали?

Специфика ежегодного форума, который проводит АСЕАН, в том, что ключевые вопросы там стараются решить до приезда гостей – не членов АСЕАН. И поставить тех перед фактом общей позиции "десятки". Вот так и произошло на этот раз. 10 министров иностранных дел АСЕАН накануне АРФ провели переговоры с китайским коллегой и подписали с ним дорожную карту к исполнению давно существующей декларации о правилах поведения в этом море. Скажем, о том, что надо заранее уведомлять друг друга о маневрах, геологических изысканиях…

То есть США уже могут ничего не говорить на самом АРФ (который будет в субботу) – все решено до приезда Хилари Клинтон на Бали? Да, но и Китай знает, что Америка где-то рядом. Классический случай баланса.

Многополярность стала полицентричностью

Баланс – это то самое, что и нужно российской дипломатии как в Азии, так и вообще везде. Никаких всесильных сверхдержав.
Главное из того, что произошло на Бали, вовсе не в том, кто оказался сильнее – США или Китай. Тут вам ведь не футбольный матч. Россия, кстати, не ведет борьбу на уничтожение США. Она ищет с Америкой области партнерства.

Обратим внимание на выступление министра иностранных дел Сергея Лаврова в Вашингтоне, в Центре стратегических и международных исследований, несколько дней назад. В частности, на его слова о том, что мир строит новую систему международных отношений, и державам типа США или России надо учиться быть конкурентоспособными в этой новой системе.

Система эта… нет, Лавров вежливо не произнес слово "многополярная" – американцы его не любят. Они говорят, что мир "полицентричен". Точный и полный синоним многополярности, но как-то все же помягче.

Вот и на Бали все понемногу – Россия, США, Китай и другие – побывали в таком много… то есть полицентричном университете нового мира, в котором все одновременно и профессора, и студенты.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала