Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Азиатская поездка госсекретаря США Хилари Клинтон начиналась с Дели, где в очередной раз выяснилось, насколько слаба нынешняя индийская политика США, а наиболее значительным пунктом всего путешествия в конце недели может стать индонезийский остров Бали, где пройдет Асеановский региональный форум по безопасности (АРФ). Там обозначатся новые нюансы другого ключевого направления всей мировой политики – американо-китайского. Но уже и после Дели ясно, что в целом азиатская политика у администрации Барака Обамы не очень получается.
Мы на них нажмем…
Наиболее заметной частью всего, что сказала Хилари Клинтон в Дели, были ее высказывания насчет Пакистана и терроризма. На пресс-конференции после ее бесед с Соманахалли Кришной, министром иностранных дел Индии, им обоим задавали вопросы прежде всего о недавних взрывах в Мумбаи, так же как и о выдаче Пакистаном Индии террористов, которые устроили в том же городе трехдневное побоище в 2008 году. И, конечно, госпожа Клинтон отвечала в жестком ключе: "мы ясно объяснили пакистанскому правительству…", мы "окажем нажим", и так далее.
Как часто бывает в таких случаях, наиболее характерная реакция индийской публики на грозные речи госсекретаря обозначилась не на самой пресс-конференции, а в интернете, где пресс-конференция обсуждалась. Общий мотив: да кто вас еще слушает там, в Пакистане?
Такая реакция индийской блогосферы – вполне четкое отражение того, что с тревогой наблюдают знающие и политически активные индийцы: упадка американского влияния в Южной Азии в целом.
Вывод войск США из Афганистана – достаточное основание для беспокойства, и, кстати, на нынешних переговорах Кришна четко высказался: Индия за то, чтобы они там остались. Но то, что в процессе ухода США поссорились еще и с Пакистаном и, конечно, никакого нажима на него оказать не могут – это совсем плохо.
Было бы логично предположить, что Вашингтон хотел бы компенсировать этот провал укреплением отношений с Индией, и задумал для этого какой-то особо хитрый план. Однако, по словам высокопоставленного индийского источника, пожелавшего остаться анонимным, "нет у них никаких планов, они не успевают даже просто реагировать на неприятности, которые на них сваливаются".
Что, кстати, видно и по второму обсуждавшемуся в Дели индо-американскому сюжету – атомному.
Джордж Буш помог французам и русским
На поверхности тут простая проблема: США никак не могут начать строить атомные электростанции в стране, которая, невзирая ни на какие технологические катастрофы на японской станции "Фукусима", будет доводить атомную энергетику с нынешних 5 000 мегаватт в год до 60 000 мегаватт к 2032 году. Причины – это принятый индийским парламентом "после "Фукусимы" закон о том, что подрядчики, построившие станцию, будут отвечать деньгами за любые события, подобные фукусимским, и по полной программе.
Кстати, если бы не этот закон, то премьер-министр Манмохан Сингх не смог бы сохранить свою атомную программу в неприкосновенности – он обменял его на продолжение работ.
Но выплаты, которые согласно индийскому закону, могут последовать вслед за любым чрезвычайным происшествием на АЭС, финансово неподъемны для General Electric и Westinghouse Electric (подразделение Toshiba, базирующееся в США). Зато такие штрафы могут оказаться приемлемыми для государственных и более мощных "Аревы" (Франция) и "Росатома".
А ведь именно США заключили знаменитую "ядерную сделку" с Индией в 2008 году, которая сделала подобное сотрудничество возможным несмотря на нежелание Дели подписывать Договор о ядерном нераспространении. Прочие страны, включая Россию, затем с радостью воспользовались прецедентом и сделали то же самое. А теперь получается – Америка помогла французам и русским в их ядерном сотрудничестве с Индией.
Точнее, впрочем, помогла не вообще Америка, а администрация Джорджа Буша. Тем, кто считает предыдущего президента США человеком ослабленных умственных способностей, не вредно бы вспомнить, что Буш, хоть и, мягко говоря, не отличался удачной военной политикой – зато с будущими сверхдержавами, Индией и Китаем, развивал отношения очень грамотно (с точки зрения американских интересов в том числе). Демократы здесь проваливаются.
И то, что из короткого списка боевых самолетов для предстоящего перевооружения индийских ВВС выпали американские истребители – тоже серьезный сигнал, что Америка на свои отношения с нынешней Индией должна смотреть более реалистично. Тот факт, что похожая судьба постигла в том же тендере и российских конкурентов, США вряд ли утешит.
А теперь – на Бали
На упомянутой выше конференции в Индонезии – АРФ – станет яснее, насколько лучше индийской выглядит китайская политика кабинета Обамы.
Уходя из Афганистана и Пакистана, США усиливают там и без того немаленькую роль Китая, создавая новые проблемы для Индии. И это не новость. Новостью будет то, как хозяева встречи на Бали – 10 стран Юго-Восточной Азии – оценят политику Вашингтона, считающего Южно-Китайское море зоной своих национальных интересов и устраивающего там маневры военных кораблей со странами (в том числе из той же ЮВА), которые имеют территориальные споры с Китаем.
До 2009 года, когда та же Хилари Клинтон провозгласила на аналогичном форуме АРФ эту политику, страны ЮВА тоже были не очень рады, но по другой причине – Китай становился в регионе всесильным, и Америка на это реагировала вяло. Вопрос в том, лучше ли им стало теперь или они захотят обратно в 2009 год. Тогда, по крайней мере, в Южно-Китайском море не было напряженности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции