МОСКВА, 15 июл - РИА Новости. Посадка "по-самолетному" на американских шаттлах является более комфортной, чем возвращение на спускаемой капсуле российского пилотируемого корабля "Союз", сказал в беседе с РИА Новости космонавт Владимир Титов, который летал на "Союзах" и на шаттлах "Дискавери" и Атлантис" на станцию "Мир".
Сейчас к МКС пристыкован шаттл "Атлантис", последний в истории многоразовый космический корабль типа "спейс шаттл". Он приземлится в штате Флорида 21 июля, затем шаттл планируется передать в музей Космического центра имени Кеннеди во Флориде. "Атлантис" завершает 30-летнюю программу полетов американских челноков. После этого единственным средством доставки экипажей на МКС будут российские пилотируемые корабли "Союз".
"Самолетная" посадка еще вернется
Титов напомнил, что одним из отличий шаттлов от "Союзов" является посадка американских челноков "по-самолетному", то есть с небольшими перегрузками, которые сопоставимы с перегрузками на гражданских авиалайнерах.
"Для старта более комфортным является "Союз", потому что ты имеешь сидение с собственным ложементом и переносишь перегрузки очень комфортно. С точки зрения посадки, конечно же, комфортнее на шаттле, потому что это не перегрузочный вариант, посадка на аэродром по-самолетному", - сказал он.
Однако, по словам Титова, на данный момент космонавтика возвращается к капсульному варианту посадки.
"Коммерческие компании также возвращаются к созданию кораблей, которые будут осуществлять спуск на Землю за счет какой-то аэродинамики, с использованием парашютных систем, а в дальнейшем, возможно, и с использованием ракетных систем приземления. Но это менее удобно, чем самолетная посадка, поскольку капсульная посадка осуществляется на неподготовленную площадку. А шаттл садился на заранее известный аэродром", - отметил российский космонавт.
"Я думаю, что к идее самолетного спуска, как это было на шаттлах, еще вернутся, потому что это удобно и технологично. Другой вопрос, что на сегодняшний день это было дорого. Но с приходом новых технологий удастся снизить цену, сделать новые корабли более рентабельными. И тогда мы, рано или поздно, вернемся к посадке "по-самолетному", это будет разумно", - добавил Титов.
По его словам, у "Союзов" есть и другое преимущество перед шаттлами.
"Средства, которые доставляет и забирает экипаж с орбиты на "Союзе", (обходятся) значительно дешевле, чем на шаттле. Потому что стоимость создания ракеты для выведения "Союза" на орбиту, создания и запуска самого корабля значительно ниже, чем подготовка шаттла к пуску и его полет", - отметил Титов.
Космические грузы ждут "коммерсантов"
"Союз" может выходить на орбиту с экипажем в три человека. Дополнительно он может в бытовом отсеке доставить на станцию порядка 100-200 килограммов грузов. Шаттл может выходить на орбиту с экипажем до восьми человек и доставлять на станцию до 30 тонн грузов", - подчеркнул космонавт.
При этом шаттл, помимо восьми членов экипажа, "совершенно спокойно забирает 15 тонн с орбиты и с ними садится", отметил космонавт. Применительно к "Союзу", по словам Титова, только третье кресло в спускаемой капсуле корабля можно заполнить грузами объемом 50-60 килограммов, если посадка будет выполняться в двухместном варианте.
"С другой стороны, американской индустрии, в том числе коммерческому направлению, прекращение полетов шаттлов дает существенный толчок. Поскольку другой альтернативы нет, значит, надо развивать коммерческое направление в развитии доставки и снятия с орбиты грузов и экипажей", - сказал он.
По его словам, с точки зрения построения МКС, основные грузы и конструкции туда уже доставлены и находятся в составе станции.
"Однако, по эксплуатационным параметрам для такого огромного объекта все равно необходимы какие-то сменные работы, то есть смена оборудования должна производиться. Поэтому должны эксплуатироваться корабли большой грузоподъемности", - отметил российский космонавт.