Дмитрий Бабич, политический обозреватель РИА Новости.
Ратифицированные 6 июля Советом Федерации в рамках Таможенного союза соглашения облегчают пребывание в России для трудовых мигрантов из Белоруссии и Казахстана. Теперь работодатели в России смогут брать их на работу, не получая специального разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. На срок трудового договора белорусские и казахстанские работники, а также их семьи получат статус временного пребывания в России. Те же правила будут действовать и в отношении россиян в Белоруссии и Казахстане.
Давно не тайна, что облегчение трудовой миграции из ближнего зарубежья часто воспринимается обществом негативно - люди опасаются роста преступности, демпинга на рынке труда, роста безработицы. Но в случае с Таможенным союзом есть основания не ожидать развития событий по негативному сценарию.
Меньше всего вопросов возникает по мигрантам из Белоруссии. Как показывают проводившиеся с 2007 года опросы Левада-центра на тему отношения россиян к мигрантам, белорусы воспринимаются населением позитивно благодаря культурной близости и в целом хорошему имиджу населения этой страны. Помогает и экономика: финансовый кризис в Белоруссии высвобождает в этой стране именно те ресурсы, которые нужны российскому рынку труда - например, строителей. Их приток может быть вызван резким спадом строительства в Белоруссии (даже лояльная Лукашенко государственная статистика предрекает строительный спад от 4 до 14 процентов по сравнению с 2010 годом).
Что касается Казахстана, то миграционный поток из этой страны после девяностых годов почти иссяк, а мигрировало и мигрирует оттуда в основном русскоязычное население - не вполне уютно почувствовавшие себя в суверенном Казахстане русские, татары, украинцы, немцы. Казахи в большинстве своем остаются дома.
"В этом плане казахи являются уникальной нацией на просторах СНГ - миграционные процессы затронули их минимально,- комментирует ситуацию заведующая лабораторией миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Жанна Зайончковская. - Была только очень небольшая казахская миграция в приграничные области России. Возможно, это связано с экономическими успехами Казахстана, а также с тем, что эмиграция русских и немцев открыла для казахов множество престижных рабочих мест на родине".
Как отмечает Жанна Зайончковская, выезжающих из Казахстана русских в строгом смысле назвать трудовыми мигрантами нельзя. Эти люди уезжают к себе на родину, в Россию, чтобы остаться здесь на жительство. Не всем это удается: на состоявшемся недавно в Москве съезде переселенческих организаций, больше всего о своих проблемах говорили как раз бывшие казахстанцы. Приходится сталкиваться и с равнодушием местных властей, и с враждебностью местного населения. В связи с этими проблемами в "нулевые" годы русский миграционный поток из Казахстана почти иссяк, бывали и случаи возвращения русских в Алма-Ату и другие крупные казахстанские города. Переселенцам в России, как правило, предлагают на жительство сельские местности и маленькие города, а сменить среду обитания человеку из большого города оказывается трудно - вот люди и возвращаются.
На территории Казахстана проживает несколько сот тысяч узбеков и других титульных народов Центральной Азии. По мнению Жанны Зайончковской, однако, облегчение въезда в Россию для них сильно не повлияет на миграционную картину.
"Казахстан - это не Узбекистан, людей, готовых отправиться за птицей счастья в Москву в Казахстане намного меньше,- считает Зайончковская. - Казахстан сам является центром притяжения для узбекских и таджикских трудовых мигрантов. Но они, как правило, заняты на сельскохозяйственных работах на юге республики, и в Россию не поедут. К тому же облегченный режим устройства на работу в России касается лишь граждан Казахстана".
Облегченный въезд и трудоустройство в России - неплохая реклама для российских интеграционных инициатив на просторах СНГ. "Мы бы тоже хотели, чтобы украинское руководство подписывало с Россией соглашения, подобные Таможенному союзу, - очень жаль, что этого не происходит,- отмечает национальный координатор по программам противодействия торговле людьми представительства международной организации по миграции в Украине, Оксана Горбунова. - Ведь отсутствием соглашений пользуется криминальный бизнес. Именно он заинтересован в незаконном найме нелегальных рабочих - за них не надо платить налоги, из их зарплаты не надо делать пенсионных отчислений".
Следующий шаг - синхронизация пенсионного законодательства государств-членов Таможенного союза. На данный момент отсутствие номера пенсионного страхования у белорусских работников является одним из немногих препятствий на пути их полноценного найма. В принципе решить эту проблему постановили еще подписанты соглашения о создании Союзного государства России и Белоруссии в 1999 году. Но одно дело - провозгласить, и совсем другое - реально решить проблему.
"Через 15-20 лет миллионы людей на просторах бывшего СССР окажутся без пенсии, потому что работали не в тех государствах, где были "прописаны", и с их зарплат не делались пенсионные отчисления",- отмечает Зайончковская.
Впрочем, ратификация соглашений в рамках Таможенного союза - это шаг в верном направлении. Очень хорошо, что движение это идет, несмотря на ссоры между официальной Москвой и официальным Минском.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции