МОСКВА, 14 янв - РИА Новости. Ошибки пилота являются главной причиной падения польского Ту-154 под Смоленском, Межгосударственный авиационный комитет (МАК) справился с расследованием катастрофы профессионально, полагают специалисты - польский военный эксперт, бывший пилот ВВС Польши Михаль Физер и глава Yates Consulting, британский авиационный эксперт Крис Йэйтс.
Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года при заходе на посадку на аэродром "Смоленск-Северный". Погибли 96 человек - 88 пассажиров и восемь членов экипажа, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны. Они направлялись на траурные мероприятия в Катыни. В среду МАК обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
"Ошибки пилота - главная причина падения самолета. Также были проблемы с подготовкой к визиту. Я бы сказал, что не давление на военных пилотов, а ошибки и провалы в их работе привели к трагедии", - заявил Физер в интервью телеканалу Russia Today.
Материалы технического расследования, обнародованные МАК, свидетельствуют, что в кабине пилотов во время посадки, завершившейся катастрофой, находился главком ВВС Польши Анджей Бласик. Согласно выводам экспертов, его присутствие оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске любой ценой, несмотря на предупреждения диспетчеров.
"Недостаток опыта - опыт в проведении полета - это одно, а вот жизненный опыт - другое. Когда тебе 35, у тебя нет жизненного опыта и много амбиций. Ты пытаешься выполнить задание, потому что президент ожидает, что ты посадишь самолет в определенном месте. А ты хочешь доказать ему, что ты способен на это", - считает эксперт.
По его словам, такие амбиции не характерны для пилотов в возрасте 50-55 лет, потому что им это неважно. "Они идут на посадку там, где это безопасно, и не будут сажать самолет, если есть риск, а 35-летние люди очень амбициозны", - добавил Физер.
В свою очередь, Йэйтс отметил, что МАК справился с расследованием катастрофы под Смоленском профессионально.
"Комитет, который проводил это расследование, справился с задачей профессионально. Комитет пришел к выводу, что, в первую очередь, вина лежит на польском пилоте и его помощнике. В транскрипции разговоров между пилотом и теми, кто был на земле во время последней попытки приземления, заключена важная деталь: возможности для приземления в том аэропорту не было", - сказал Йэйтс.
По его словам, обладая такой информацией, пилот должен был следовать инструкциям диспетчера и отправиться в близлежащий аэропорт, где условия для приземления были лучше.