Всемирно известный испанский хореограф Начо Дуато, ранее руководивший Национальным театром танца Испании, сообщил, что он возглавит балетную труппу Михайловского театра с 1 января 2011 года.
Михайловский театр, который также называют Малым театром оперы и балета, ‑ один из старейших в России. Он вошел в историю как один из самых интересных театров XIX – начала ХХ столетия. Театр, получивший название в честь брата императора Николая I ‑ великого князя Михаила Павловича, был открыт 8 ноября 1833 года, в день его тезоименитства, балетом "Амур в деревне" балетмейстера Алексиса Бланша и водевилем Петра Каратыгина "Знакомые незнакомцы" в исполнении труппы Александринского театра. На первом спектакле присутствовали Император Николай I с супругой, великие князья, а среди зрителей были поэты Василий Жуковский и Петр Вяземский.
Здание Императорского Михайловского театра на площади Искусств было возведено в первой половине XIX века. Строительство велось с 1831 года по 1833 год, автором проекта был профессор архитектуры Александр Брюллов, которым было также разработана вся внутренняя планировка Михайловского театра и его внутреннее убранство. Фасад здания выполнен по проекту выдающегося зодчего Карла Росси, который спланировал все постройки на нынешней площади Искусств в Санкт‑Петербурге. В 1859 году Михайловский театр был капитально перестроен по проекту архитектора Альберта Кавоса. В результате работ внутренняя отделка и планировка театра были изменены, изменились также и размеры зрительного зала – был пристроен еще один ярус.
Михайловский театр стал третьей Императорской сценой в Санкт‑Петербурге после Мариинского и Александринского театров, но в отличие от них эта сцена не имела ни своей собственной труппы, ни четко определенной репертуарно‑жанровой направленности. В первые годы существования Императорского Михайловского театра на его сцене в основном проходили только концерты.
С конца 1870‑х годов до 1917 года на сцене Михайловского театра давала спектакли постоянная французская труппа, а также шли представления с участием немецких актеров. На сцену выходили прославленные артисты "Комеди Франсез" и других театров Парижа. Репертуар тех лет состоял, в основном, из модных новинок парижской сцены.
Редкие оперные спектакли на Михайловской сцене устраивались преимущественно силами Императорской русской оперы (Мариинского театра). В связи с ремонтом Мариинки в 1894 года оперные спектакли участились, на несколько лет установилась традиция еженедельных воскресных оперных представлений, но затем эта традиция угасла.
История петербургского императорского Михайловского театра, длившаяся 85 лет, завершилась 3 марта 1918 года. По инициативе народного комиссара просвещения Анатолия Луначарского в революционном городе вместо него и в его здании открылся новый оперный театр. Первой постановкой театра стал "Севильский цирюльник", в котором были заняты артисты Мариинского театра. Свой оркестр, хор и миманс появился у театра только в следующем сезоне.
В 1920 году театр получил новое название – он стал называться Государственным академическим театром комической оперы. Однако название вскоре опять сменилось: с 1921 года театр стали называть Малым академическим театром, а с 1926 года ‑ Ленинградским академическим Малым оперным театром (в обиходе ‑ Малеготом).
В 20‑30 годы ХХ века Малый оперный театр превратился в "лабораторию" по созданию советской оперы. На его сцене впервые были поставлены оперы "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича, "Тихий Дон" Ивана Дзержинского.
В 1930‑е годы известным хореографом Федором Лопуховым была создана труппа современного балета. У театра появился свой оригинальный репертуар.
Работа в театре была прервана Второй мировой войной, на время которой труппа была эвакуирована в Оренбург. После войны Малый театр оперы и балета продолжил сотрудничество с современными композиторами.
Первым главным режиссером театра был Николай Смолич.
В 1940 ‑ 1960‑е годы главными лидерами театра стали дирижеры. За пультом стояли Самуил Самосуд, Борис Хайкин, Кирилл Кондрашин, Эдуард Грикуров, Юрий Темирканов и др. С 1992 года главным дирижером театра становится Андрей Аниханов.
В театре работали и начинали свою карьеру многие известные музыканты, на его сцене пели Федор Шаляпин, Сергей Лемешев, Павел Журавленко, Сергей Шапошников, Надежда Вельтер, Николай Охотников, Евгений Нестеренко, Евгения Целовальник, Сергей Лейферкус, Юрий Марусин, Владимир Ванеев, Владимир Огновенко, Константин Плужников и др.
Возвращение к режиссерскому театру наметилось в 1970‑е годы, когда в театр пришел Эдуард Пасынков. Станиславу Гаудасинскому, возглавившему театр с 1981 года, удалось восстановить традиции, которыми славился Малегот в пору своего становления.. Сцена театра стала настоящей школой актерского мастерства для солистов.
Существенно изменилась и репертуарная политика театра. Главной стратегической задачей стало возрождение на сцене Малого оперного театра русской классики. В репертуаре театра появились оперы: "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского, "Золотой петушок" и "Сказка о царе Салтане" Римского‑Корсакова, "Князь Игорь" Бородина.
В 1984 году состоялась первая в истории театра зарубежная гастрольная поездка оперной труппы. С этого времени труппа ведет активную и успешную гастрольную деятельность, выступая в Италии, Англии, Франции, Германии, Голландии, Японии, США, Португалии.
С 1989 года Малегот стал именоваться Академическим театром оперы и балета имени М.П.Мусоргского. Имя Мусоргского присвоено театру не случайно. Постановка "Бориса Годунова" стала крупнейшим и самым значимым успехом театра, укрепившим его на пути обновления русского репертуара.
В 2001 году Михайловский театр вернул себе историческое имя.
В 2007 году генеральным директором Михайловского театра был назначен известный российский бизнесмен и меценат, председатель совета директоров компании JFC Владимир Кехман, пожертвовавший более 30 млн долларов на реставрацию здания театра и реализацию культурных инициатив балетной и оперной трупп.
В 2007 году по приглашению генерального директора пост художественного руководителя балетной труппы Михайловского театра занял народный артист России Фарух Рузиматов, оперную труппу возглавила звезда мировой сцены Елена Образцова.
В 2009 году Фарух Рузиматов, решив возобновить свою исполнительскую карьеру покинул свой пост и с октября 2009 года балетную труппу театра возглавляет Михаил Мессерер, один из самых известных и востребованных балетных педагогов в мире, начавший свое сотрудничество с театром в качестве главного балетмейстера.
В настоящее время Фарух Рузиматов и Елена Образцова продолжают свое сотрудничество с Михайловским театром в качестве советников генерального директора по художественным вопросам.
В январе 2009 года пост директора оперной труппы Михайловского театра Петербурга заняла Ольга Капанина.
С июня 2009 года началось тесное сотрудничество Михайловского театра и знаменитого европейского музыканта Петера Феранеца, который стал музыкальным руководителем и главным дирижёром театра.
Педагогами‑репетиторами в театре работают таки прославленные артисты как Никита Долгушин, Алла Осипенко, Евгений Попов, Светлана Ефремова. В театре регулярно проводятся балетные мастер‑классы ведущих педагогов Европы и Америки. С балетной труппой Михайловского театра работали Сирил Атанасофф, Дженнифер Губэ, Жильбер Майер.
Сегодня приоритеты репертуарной политики Михайловского театра ‑ классические шедевры отечественного и зарубежного музыкального театра. Особый акцент делается на важнейших произведениях европейского оперного и балетного театра XIX‑XX века, до сих пор не представленных на российской сцене. Значительное внимание уделяется расширению детского репертуара театра.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников