МОСКВА, 27 июл - РИА Новости. Власти РФ возвращаются к позабытым дорожным фондам, решив пополнять их, в частности, за счет роста акцизов на ГСМ - только в 2011 году расходы на дорожное строительство благодаря новации вырастут почти на 100 миллиардов рублей по сравнению с текущим годом. Вместе с тем, опрошенные РИА Новости эксперты считают, что мера будет эффективной лишь при жестком контроле над деятельностью фонда и рыночной конкуренции в дорожном строительстве.
Предложенную Минфином формулу "больше ездишь - больше плати" они считают справедливой. Однако, к сожалению автомобилистов, бензин будет дорожать - нефтяники, скорее всего, переложат будущие потери на потребителей.
Не налогом, так акцизом
Во вторник вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин сообщил, что по итогам прошедшего накануне обсуждения президент РФ Дмитрий Медведев принял решение о создании в 2011 году федерального дорожного фонда.
Подобная система уже существовала в России в течение десяти лет, но в 2001 году федеральный дорожный фонд был ликвидирован - как говорили тогда, из-за непрозрачности и нецелевого использования. Сейчас деньги на дорожное строительство выделяются отдельной строкой в бюджете, а источники финансирования этой статьи расходов не выделяются. Эта схема не в состоянии обеспечить качественное строительство и ремонт, полагает председатель Союза автомобилистов России Виктор Похмелкин.
При этом состояние российских дорог аховое и делать их надо, отметил ведущий эксперт ИК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По словам Кудрина, до кризиса обсуждалась серьезная амбициозная программа дорожного строительства, однако теперь речи о прежних доходах нет.
Баранов предположил, что российские власти проанализировали мировой опыт в поисках идеального рецепта финансирования строительства, ремонта и содержания дорог. Решено было воссоздать дорожный фонд с несколько измененной по сравнению с тем, что было в 90-е годы, структурой финансирования.
Для начала власти признали потенциал транспортного налога, идущего на ремонт дорог, недостаточным. Его базовую ставку с 2011 года снизят вдвое - это решение уже поддержал глава государства. В ближайшие два месяца соответствующий законопроект планируется утвердить в правительстве, после чего в сентябре он будет внесен в Госдуму.
Параллельно будет расти акциз на горюче-смазочные материалы (ГСМ) на 1 рубль на 1 литр в год в течение трех лет, начиная с 2011 года. Кудрин оценил потенциал акциза примерно в три раза выше, чем потенциал транспортного налога.
Денежно-дорожный круговорот
Повышение акцизов на ГСМ в 2011 году принесет бюджету РФ 82,9 миллиарда рублей, в 2012 году - 174 миллиарда рублей, в 2013 году - 279 миллиардов рублей. Начиная с 2012 года, половина этих допдоходов будет направлена в субъекты РФ без зачисления в федеральный бюджет по формуле, связанной с количеством дорог и зарегистрированных автомобилей, так же деньги распределят и в 2013 году, а 2010 год будет переходным, рассказал глава Минфина.
В целом объем федерального дорожного фонда в 2011 году составит 377 миллиардов рублей, в 2013 году он увеличится до 408 миллиардов рублей. Для сравнения, в 2010 году на дорожное строительство и содержание дорог выделено 280 миллиардов рублей. Согласно расчетам Минфина, за 2011-2013 годы объем средств, направляемых на эти цели, увеличится на 60%.
За счет фонда Минтранс рассчитывает к 2015 году привести в соответствие с нормативами до 85% сети федеральных автодорог. К этому же сроку будут приведены в нормативное состояние и мосты, шестая часть которых сегодня находится в аварийном состоянии. С будущего года все дороги к населенным пунктам численностью свыше 125 тысяч человек будут оснащены твердым покрытием.
Контроль и конкуренция
Опрошенные РИА Новости эксперты считают, что создание дорожного фонда своевременно, однако он не даст эффекта, если не будет обеспечена прозрачность его работы.
По словам Баранова, на разных этапах государственные деньги могут "пощипать", поэтому необходимы контроль и отчетность фонда за каждый километр дорог, и не просто на бумаге, а на деле - должна быть создана независимая структура, которая на местах проверяла бы качество дорожного покрытия.
"На мой взгляд, возможен такой вариант - дорожный фонд заключает договор со строителями, и те гарантируют, что в течение такого-то срока будущая дорога ремонта не потребует. Если они таких гарантий не дают - такие работники не нужны, поскольку за состояние дороги дорожный фонд будет нести ответственность уже перед государством", - сказал Баранов.
В свою очередь, аналитик ИК "Атон" Юлий Матевосов полагает, что контрольные меры в данной ситуации не сработают или сработают не полностью. "Необходимы, прежде всего, рыночные меры по ужесточению конкуренции в дорожном строительстве - во всем мире действуют именно так, и не стоит изобретать велосипед", - считает он.
Также, по мнению Баранова, важно, чтобы у дороги был хозяин, а после создания фонда все деньги по-прежнему пойдут от государства. Поэтому важно привлечь частных инвесторов - для этого, например, можно разрешить дорожному фонду отводить придорожные земли под инфраструктуру для бизнеса.
Главное - цены на безин
По мнению Кудрина, частичная замена транспортного налога на топливный акциз справедлива - кто больше ездит, тот больше платит. Эксперты также считают это справедливым. "Такой подход ближе к европейскому, чем нынешний. Ты должен платить за то, чем пользуешься, а не за то, что имеешь, и это справедливо", - рассуждает Матевосов.
По мнению Похмелкина, транспортный налог было бы лучше включить в цену бензина. Сейчас он собирается не более чем на 50%, здесь же собираемость была бы полной - это позволит оставлять деньги в регионах.
Глава Минфина уверен, что повышение цен на бензин из-за роста акцизов не будет существенным и никак не повлияет на инфляцию. Он напомнил, что цены на бензин в 2009 году выросли на три рубля на фоне конъюнктуры мировых цен на нефть. На минувшей неделе замглавы Минфина Андрей Шаталов говорил, что предлагаемое повышение акцизов по 1 рублю в год будет означать рост цен на бензин в пределах 1,2 рубля каждый год.
В свою очередь, эксперты полагают, что нефтяники, скорее всего, переложат будущие потери на потребителей. "Главное, чтобы они не начали повышать цены, не дожидаясь введения новых сборов, и не сделали это единомоментно. Государству следует пригрозить компаниям - мы действуем плавно, и вы делайте так же. Соответствующие механизмы есть", - считает Баранов.
Обнуления не будет
Что касается транспортного налога, то окончательная его судьба отдается в руки регионов. Они могут изменять его размер от базовой ставки в 10 раз в сторону уменьшения или увеличения. Теперь это будет делаться, исходя из новой ставки с учетом интересов льготников.
По словам Кудрина, "дополнительным элементом гибкости" станет предоставляемая регионам возможность отменить транспортный налог на легковые машины мощностью до 150 лошадиных сил.
Однако, по мнению экспертов, они вряд ли ей воспользуются - это одна из немногих статей доходов их бюджетов, от которой физически нет возможности отказаться. "Если бы регионы получили еще чуть-чуть суверенитета в плане сбора налогов, то они могли бы пойти на такое обнуление", - резюмировал Матевосов.