Французский режиссер, сценарист, актер, продюсер Клод Шаброль (Claude Chabrol) родился 24 июня 1930 г. в Париже.
Его "дружба" с кино началась не с режиссерского поприща, а с литературного. С середины 1950-х гг. он работал в журнале "Cahiers du cinema" бок о бок с Франсуа Трюффо, Жаном-Люком Годаром, Эриком Ромером и Жаком Риветтом. А все свободное время Шаброль посвящал чтению детективов.
Журнал "Cahiers du Cinema" своими взглядами вдохновил многих начинающих критиков начать снимать собственное кино. Так началась французская "новая волна".
Первая лента Шаброля – "Красавчик Серж" (1958) – стала манифестом нового кинодвижения и произвела фурор: малобюджетный (был снят на деньги, полученные Шабролем в наследство) и острокритичный по отношению к буржуазной действительности, абсолютно некоммерческий фильм вызвал, тем не менее, большой интерес, как и следующая картина – "Кузены" (1959). В обоих фильмах проявились черты дальнейшей творческой манеры режиссера – острый сюжет, критика буржуазного уклада жизни, холодная мизантропия в изображении провинции.
Всю свою жизнь Шаброль является приверженцем жанра "черного детектива", однако в лучшие годы своего творчества использовал жанровые каноны для остросоциального анализа и показа широкой картины отношений внутри буржуазного общества. Особенно ярким был период конца 1960-х – начала 1970-х гг.: "Неверная жена" (1969), "Пусть умрет зверь" (1969), "Мясник" (1969), "Разрыв" (1970), "Кровавая свадьба" (1973), когда критика называла режиссера, его постоянного соавтора сценариев Поля Жегоффа и актрису (и жену Шаброля) Стефан Одран создателями "новой человеческой комедии", сравнивая с Бальзаком.
Остросюжетная фабула в этих фильмах была необходима для того, чтобы вскрыть лицемерие и нередко криминализированность человеческих отношений внутри среднего и высшего классов общества.
В 1975 г. закончился длительный период сотрудничества с Жегоффом. Однако Шаброль попытался сохранить прежнюю творческую манеру, продолжая снимать "черные детективы": "Инспектор Лаварден" (1986), "Маски" (1987), "Крик совы" (1992), в то же время внося разнообразие в свои темы, экранизируя громкие судебные процессы полувековой давности: "Виолетта Нозьер" (1978), "Женское дело" (1988); литературу XX века: "Чужой кровью" (1984) по Симоне де Бовуар, "Тихие дни в Клиши" (1990) по Генри Миллеру; классическую литературу: "Мадам Бовари" (1991) по Гюставу Флоберу; фольклорную прозу: "Конь гордыни" (1979) по Пьеру Элиасу. Этот период творчества Шаброля не содержит больших удач и отмечен чувством усталости и холодного профессионализма
Все дальнейшие фильмы давно признанного классика стали вариациями знакомого жанра ‑ детективами в буржуазной среде. Начал Шаброль тоже с классики – первой в ряду стала "Бетти" (1992). Свой "Ад" (1994) Шаброль не без юмора назвал "последним марксистским фильмом", но тему классовой борьбы и восстания масс явственно раскрыл, скорее, в фильме "Церемония" (1995), сведя в дуэте актрис Изабель Юппер и Сандрин Боннэр. После язвительной полицейской комедии "Ставок больше нет" (1997), Шаброль отметил очередной юбилей – картина стала 50‑й в карьере режиссера.
Психологический триллер "В сердце лжи" (1999) позволил Шабролю пофилософствовать: "Когда все лгут, то ложь исчезает, а когда все виновны, то невиновен никто". После фильма Шаброль неожиданно сам предал свою Музу: он развелся с Одран и тут же женился на Орор Пакисс – с этой женщиной он проработал на съемочной площадке с 1959 г.
Сегодня Клод Шаброль по-прежнему является одним из самых плодовитых режиссеров Франции. Почти каждые два года на экранах появляется новая картина, в титрах которой есть имя Шаброля.
Среди последних работ режиссера фильмы: "Спасибо за шоколад" (2000), сериал "Опасные" (2001), "Цветок зла" (2003), "Подружка невесты" (2004), "Комедия власти" (2006), "Девушка, разрезанная надвое" (2007), сериал "Новеллы Ги Де Мопассана" (2007‑2008), "Беллами" (2009).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.