27 мая отмечается День памяти российских моряков, погибших в Цусимском сражении.
Это сражение русских кораблей с японским флотом, разыгравшееся у островов Цусима 27 мая 1905 г., стало последним этапом русско-японской войны.
После гибели в сражении 10 августа 1904 г. русской эскадры в Порт-Артуре вместе с ее командующим адмиралом Вильгельмом Витгефтом, из состава Балтийского флота была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Зиновия Рожественского, начальника Главного морского штаба. Она совершила полугодовой переход на Дальний Восток и 27 мая 1905 г. погибла в сражении в Цусимском проливе.
По тем временам это было крупнейшее сражение, не знающее аналогов в мире.
Эскадра Рожественского состояла из восьми эскадренных броненосцев, трех броненосцев береговой обороны, одного броненосного крейсера, восемь крейсеров, пяти вспомогательных крейсеров и девяти эскадренных миноносцев.
Японский флот под командованием адмирала Того располагал четырьмя эскадренными броненосцами, шестью броненосцами береговой обороны, восьмью броненосными крейсерами, шестью крейсерами, 24 вспомогательными крейсерами и 63 эскадренными миноносцами.
На стороне японцев было качественное превосходство в артиллерии. Японские орудия обладали почти втрое большей скорострельностью, а по мощности японские снаряды были мощнее русских снарядов такого же калибра.
К моменту прибытия эскадры Рожественского на Дальний Восток броненосные корабли японцев были сосредоточены в корейском порту Мозампо, а крейсера и миноносцы – у острова Цусима. К югу от Мозампо, между островами Гото и Квельпарт, был развернут дозор из крейсеров, который должен был обнаружить подход русских сил. Японский командующий был уверен, что неприятель попробует прорваться во Владивосток кратчайшим путем – через Корейский пролив, и не ошибся.
В ночь на 27 мая эскадра Рожественского приблизилась к Корейскому проливу в походном ордере. Впереди двигались два легких крейсера, за ними в двух кильватерных колоннах шли броненосцы, а за ними – остальные корабли. Рожественский не произвел дальней разведки и не осуществил затемнения на всех своих судах. В 2.28 японский вспомогательный крейсер "Синано-Мару" обнаружил неприятеля и доложил командующему. Того вывел флот из Мозампо.
В 7.00 с русских кораблей был замечен японский крейсер, а в 9.40 – отряд японских крейсеров. Рожественский перестроил эскадру в боевой порядок. В 13.15 русская эскадра, следуя в строю двух кильватерных колонн, встретилась с главными силами японского флота, стремившимися пересечь ей курс. Рожественский перестроил эскадру в одну кильватерную колонну. Русские корабли открыли огонь с дистанции 38 кабельтовых (свыше 7 км).
Японский флот ответил, при этом противник сосредоточил всю силу своего огня по флагманскому кораблю – эскадренному броненосцу "Князь Суворов" и следовавшему за ним эскадренному броненосцу "Ослябя". Используя подавляющее огневое превосходство и фугасное действие снарядов (по своему поражающему воздействию они в 10-15 раз превосходили русские бронебойные снаряды), японцы вывели из строя броненосец "Князь Суворов", а через 15 минут потопили броненосец "Ослябя". В ходе боя Рожественский был ранен, централизованное управление эскадрой потеряно. Только около 19.00 в командование ею вступил контр-адмирал Николай Небогатов (командир 1-го отряда 3-й Тихоокеанской эскадры).
Мужественно и стойко отбиваясь от превосходящих сил противника, русская эскадра продолжала идти прежним курсом на Владивосток. В дневном бою погибли еще два эскадренных броненосца – "Император Александр III" и "Бородино", и вспомогательный крейсер "Урал", многие русские корабли получили серьезные повреждения.
С наступлением темноты японцы бросили против русской эскадры миноносцы, которые выпустили за ночь 75 торпед. В результате в ночном бою погиб эскадренный броненосец "Наварин", сильные повреждения получили эскадренный броненосец "Сисой Великий", броненосный крейсер "Адмирал Нахимов" и крейсер "Владимир Мономах", что заставило экипажи последних затопить свои корабли. К утру 28 мая русская эскадра перестала существовать, хотя отдельные ее корабли, рассеявшись по проливу, ещё вели неравный бой с противником. В ночном бою были потоплены два миноносца Японии и еще более 10 повреждены.
В Цусимском сражении русский флот потерпел сокрушительное поражение, подобного которому не испытывал за всю свою двухвековую историю. В сражении погибли (потоплены противником) шесть эскадренных броненосцев, броненосец береговой обороны, три крейсера, вспомогательный крейсер и три эскадренных миноносца; получили тяжелые повреждения и были затоплены своими экипажами броненосный крейсер, крейсер и два эскадренных миноносца; два эскадренных броненосца, дваброненосца береговой обороны и эскадренный миноносец, на котором находился Рожественский, сдались в плен. Крейсеры "Аврора", "Олег" и "Жемчуг", эскадренный миноносец "Бодрый", а также транспорты "Свирь" и "Корея", оторвавшись от преследования противника, ушли в нейтральные порты (Манила и Шанхай), где были интернированы. Крейсер «"Изумруд" отказался выполнить приказ Небогатова о сдаче врагу утром 28 мая, оторвался от преследования и направился во Владивосток, но на подходе к этому порту наскочил ночью на мель (в бухте Св. Владимира). Опасаясь подхода преследовавших его японских крейсеров, экипаж вынужден был взорвать крейсер. Из всей эскадры во Владивосток прорвались только крейсер (бывшая яхта) "Алмаз" и эскадренные миноносцы "Бравый" и "Грозный".
В Цусимском сражении погибли 5 045 русских моряков и более 800 были ранены.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 – 8)
По возвращении в Россию Небогатова сделали главным виновником цусимской катастрофы и приговорили к смертной казни за сдачу остатков флота противнику (раненого Рожественского судить было нельзя). Смертная казнь была заменена 10 годами каторжных работ, а через 2 года Небогатова помиловали и выпустили на свободу.
Приказом по Морскому ведомству 19 декабря 1905 г. была специально создана Следственная комиссия по выяснению обстоятельств Цусимского боя. Анализируя документы и свидетельские показания, Комиссия определила, что "беспримерное поражение, нанесенное 2‑й эскадре Тихого океана в боях 27 и 28 (ст.ст. 14 и 15) мая 1905 г., имело причинами следующие обстоятельства":
1. Коренные материальные и технические недостатки флота, выразившиеся в большой строительной перегрузке судов 2-й эскадры; в устарелости артиллерии.
2. Полную неподготовленность Морского министерства к решению вопросов международной политики и стратегии. Несостоятельность его выразилась в отсутствии плана войны, повлекшем за собою ряд случайных решений стратегических вопросов большой важности; в отсутствии всяких соглашений международного характера, способных облегчить движение морских подкреплений на Дальний Восток; в неосновательных надеждах на приобретение за границей боевых судов во время войны; в неосведомленности о состоянии неприятельского флота; в ошибках и недостатках системы мобилизации, ставших результатом неудовлетворительного комплектования 2-й эскадры офицерами и нижними чинами.
3. Материальная слабость эскадры, выразившаяся в крайней разнотипности входящих в нее броненосцев, в малой скорости их хода, в полном отсутствии броненосных крейсеров, в недостаточности крейсеров и миноносцев.
4. Неудачный выбор начальника эскадры, принявшего на себя командование без веры в возможность боевого успеха, не уделявшего необходимого внимания боевой подготовке эскадры.
После Цусимского сражения Россия была вынуждена начать переговоры, завершившиеся невыгодным для нее Портсмутским миром.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников