В иудейском календаре период между весенним праздником Песах и летним праздником Шавуот является одним из наиболее важных и называется "сфират ха омер" (отсчет омера). Этот период начинается со второго дня Песаха (16 число весеннего месяца нисана по иудейскому календарю), который считается днем приношения омера, и длится 7 недель. В 2010 г. второй день Песаха приходится на 31 марта.
В это время в Израиле начинает созревать ячмень – зерновая культура, как правило, использовавшаяся как кормовая для домашних животных. Но прежде чем воспользоваться плодами первого урожая, нужно принести дар Богу. Слово "омер" на иврите означает сноп или мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для одного человека на день. Пока омер не был принесен Богу на жертвенник согласно заповеди нельзя было ни есть, ни продавать ни одного зернышка из нового урожая. Только после приношения дара перед Богом позволяется торговать новым урожаем и употреблять его в пищу. Ожидание этого момента в древности только усиливало радость народа об урожае ячменя, давало повод празднованию и напоминало им о Боге.
В древние времена в ночь на второй день праздника Песах на заранее приготовленном поле, недалеко от Иерусалима, сжинали три короба ячменных колосьев или сноп, доставляли их в Храм, там их обжигали, обмолачивали, провеивали, мололи, просеивали на тринадцати ситах. Полученная мука должна была быть высшего качества.
После чего от получившейся муки отделяли десятую часть – омер, которую священники и возносили на алтарь. Горсть муки из омера смешивали с маслом (символ благословения) и ладаном (символ помазания) – готовили для сжигания на алтаре. Остальная часть муки была угощением священникам. Одновременно с этими действиями вносили сноп (это тоже омер, только в виде первого снопа колосьев) из первых срезанных колосьев ячменя и совершали специальный обряд, при котором "встряхивали" этим снопом у каждого края жертвенника. Согласно традиции этих колосьев было 50.
Окончив возношение омера, священник приносил жертву всесожжения и связанные с ней приношения с возлиянием определенного виноградного вина, после чего хлеб нового урожая любых злаков, кроме пшеницы, дозволялся к употреблению.
Церемония отличалась большой торжественностью и истолковывалась как обращение к Богу о защите урожая от ветров и прочих бедствий.
На следующее утро возносили Богу молитву об урожае. Начинали отсчет "дней омера".
Всего 49 дней, по числу дней от Исхода из Египта до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число. Отсчет дней каждый ведет самостоятельно, не полагаясь на других. Счет омера ведут в начале ночи, которая начинается с момента выхода звезд.
Вначале произносится благословение: "Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, который... дал нам заповедь счета омера". Затем считающий говорит: "Сегодня столько-то дней счета омера" или просто: "Сегодня столько-то дней омера" – согласно принятому обычаю.
Начиная со второй недели исчисления, называют не только день, но и неделю.
Счет и благословение на счет омера произносятся стоя.
После произнесения формулы счета принято говорить: "Да будет воля Всевышнего на то, чтобы святой Храм был построен в наши дни, в самое ближайшее время".
После счета омера принято читать 67-й Псалом, выбранный потому, что в нем, согласно одной из традиций чтения, ровно 49 слов – по числу дней счета омера.
Затем читают молитву Ана, бе-коах еминха ("Пожалуйста, силой Твоей правой Руки") вместе с Барух шем кавод ("Благословенно славное Имя") в конце ее, так как в ней 48 слов – на одно меньше, чем дней счета.
Женщины свободны от заповеди счета омера. Если женщина все же хочет ее исполнить, она не должна, считая, произносить благословение.
На пятидесятый день наступал Шавуот. К Шавуоту поспевала вторая жатва, жатва пшеницы. В Храм приносили второй омер – сноп пшеницы нового урожая.
По традиции, этот период считается в еврейском календаре временем полутраура, когда не принято устраивать свадьбы или проводить какие-либо другие торжества. Ортодоксальные евреи воздерживаются от стрижки волос, бритья, не слушают музыку и др.
Некоторые связывают этот траур с подавлением восстания под руководством Бар-Кохбы (132 – 135 гг. н. э.) против римского владычества. Также в период омера происходили погромы времен крестовых и другие преследования евреев на протяжении истории. Однако существует мнение, что атмосфера траура возникла намного раньше, в ней отразилась тревога древних земледельцев за будущий урожай.
В этот же период в Израиле случаются пыльные и песчаные бури, резкие подъемы и падения температуры, которые могут погубить высаженные растения и завязь. Так что вместо того, чтобы предаваться преждевременному веселью, земледельцы молились с надеждой на успешный урожай.
Есть несколько дней, когда траурные ограничения отменяются: на тридцать третий день омера, полупраздничный день, который называется Лаг ба-Омер (или буквально "тридцать третий день отсчета омера"); на двадцатый день отсчета омера в День Независимости Йом ха-Ацмаут и на сорок третий в День Иерусалима Йом Иерушалаим.
В настоящее время обряд приношения омера не проводится, урожай становится разрешенным на следующей день после 16 нисана. Но дни омера считаются после вечерней молитвы, как и раньше.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников