Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
Все мировые СМИ бросились комментировать фразу нового украинского президента Виктора Януковича о том, что «вектор отношений Украины с НАТО не изменится». Наверняка прозвучат прогнозы о дальнейшем движении Украины к членству в НАТО, оживятся и сторонники вступления Украины в Европейский Союз (ЕС), перспектива которого была якобы приближена резолюцией Европарламента, принятой в день инаугурации Януковича.
На самом деле новый президент Украины не сказал в Брюсселе ровно ничего нового. Движение в сторону НАТО было провозглашено стратегическим курсом Украины еще при президенте Кучме. Правда, декларация об этом была одобрена не населением на референдуме, а украинским парламентом, который, как всегда, находился в процессе создания всяких уму непостижимых коалиций. В тот момент «донецкая» фракция пошла на уступку «западенцам». Потом, в «оранжевые» времена, те же донецкие сделали на борьбе с визитом в Крым кораблей НАТО целую политическую кампанию. Вот вам и весь вектор, который больше напоминает флюгер, поворачивающийся по воле политических ветров.
Естественно, вектор-флюгер этот меняться не будет, поскольку изменчивость заложена в самой его природе.
Неизменными, однако, останутся факты: Севастополь в качестве черноморской столицы НАТО – это абсурд, причем абсурд опасный, чреватый конфликтами, недоразумениями и обидами. Не влезет в структуру НАТО и авиаконструкторское бюро Антонова, когда-то начинавшееся в тридцатые годы как центр обслуживания планеристов в Тушино. Это факты, которые не удалось изменить ни Кравчуку, ни Кучме, ни Ющенко. Нет никаких оснований думать, что их изменит Янукович.
А вот интеграция Украины в ЕС – более сложный вопрос. Все администрации украинских президентов считали интеграцию с ЕС приоритетной задачей по отношению к интеграции на постсоветском пространстве. Поэтому в украинском правительстве был учрежден пост министра европейской интеграции, а министра, ответственного за создание Единого экономического пространства с Россией и другими странами СНГ (в первую очередь Белоруссией и Казахстаном), как не было, так и нет. Политика «Брюссель – сначала, Москва – потом» проводилась всеми президентами Украины вне зависимости от количества и направления их зарубежных визитов. Так что придавать визиту Януковича в Брюссель до поездки в Москву символическое значение вряд ли стоит. Ющенко после вступления в должность в 2005 году сначала съездил в Москву, но как раз при нем «западнический» уклон украинской внешней политики дошел до абсурда.
Этот уклон украинские политики часто маскируют риторикой о дружбе с Россией, о действительно существующей общности исторических судеб и т.д. Слишком серьезное отношение к такой риторике при Кучме уже дорого обошлось российской казне. Речь не только о дешевых энергоносителях из Сибири. Целый ряд интеграционных проектов на пространстве СНГ – Экономический Союз, Единое экономическое пространство (ЕЭП) и другие – были погублены саботажем со стороны украинских политиков. Они сначала давали Москве надежду на вступление Украины в эти союзы, а потом срывали график интеграционных мероприятий, ссылаясь на голосование в Верховной Раде, священность украинского суверенитета и прочие трудности.
Тот факт, что Янукович не делает из приоритетности европейского направления своей политики тайну, может быть, и к лучшему. У нас не будет больше напрасных надежд. Что же касается реального вступления Украины в ЕС, то это – дело очень далекого будущего. Эксперт по Украине Института Экономики РАН Лидия Косикова считает, что даже белорусская экономика лучше подготовлена к весьма гипотетическому вступлению в ЕС, чем украинская. В этом мнении ее поддерживают и объективные западные исследователи, не зараженные шапкозакидательскими настроениями времен начала оранжевой революции.
Россия, кстати, никогда и не выступала против интеграции Украины в ЕС. Ревность проявлял как раз Евросоюз, требовавший от Украины выхода из ЕЭП, если она хочет сохранить надежду на евроинтеграцию. Правда, свои запреты и посулы чиновники из ЕС редко подкрепляли деньгами. Вот и теперь глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу обещает Украине за хорошее поведение кредит не более чем в 0,5 млрд. евро. Между тем бюджет Украины 2010 года, если он когда-нибудь будет наконец принят, будет иметь дефицит не менее чем в 10 млрд. долларов. Промышленность за год «ужалась» на 21 процент, принятые в пылу предвыборной борьбы социальные обязательства невыполнимы.
Помочь в такой ситуации может только Россия. Так что мы еще услышим от Януковича много хороших слов. Может быть, ничуть не хуже тех, которые слышат от него в Брюсселе западные политики и журналисты, называвшие его в течение пяти лет – цитирую! – люмпеном, осужденным за убийство, марионеткой Москвы и главным похитителем избирательных бюллетеней.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции