Группа любимых народом артистов - Елена Камбурова, Инна Чурикова, Валентин Гафт, Сергей Юрский и примкнувший к ним Андрей Макаревич, - обратились к мэру Москвы Лужкову со слезной просьбой: «Для недопущения эскалации насилия в отношении безнадзорных животных, а также для решения проблем, связанных с их проживанием на территории столицы, предлагаем ввести должность уполномоченного по правам животных в Москве».
Нелепо звучит - «уполномоченный по правам животных». Какие могут быть права у бессловесных тварей? Да не в этом дело. Назвали бы инспектором или начальником департамента. Важнее понять: за каких животных заступаются народные артисты?
Непосредственно на коллективное письмо их подвигло происшествие в столичном районе Мневники, где неизвестные стрелки убили десяток бездомных собак. Подписанты требуют возбудить по этому факту уголовное дело по статье 245 - жестокое обращение с животными. Какой трогательный гуманизм! Очевидно, проблемы всех прочих живых существ, проживающих на территории столицы, уже решены. Видимо, защищать больше некого.
Поясню сразу: я очень люблю собак. Кошек тоже, да не о них сейчас речь - не наблюдается наступления на Москву полчищ лесных или камышовых котов. Но на бесчисленные своры и стаи диких злобных хищников, заполонивших парки, пустыри и спальные районы столицы, моя любовь, извините, не распространяется. Мало ли на кого похожи эти четвероногие! Волки и шакалы тоже принадлежат к семейству собачьих.
Конечно, среди домашних псов бывают уроды, особенно из искусственно выращенных бойцовых пород. Отдельные извращенцы могут вырастить добермана или овчарку, бросающихся на людей. Но за этих «друзей человека» несут ответственность их хозяева.
А кто ответит за диких собак? Именно диких, а не одичавших. Наивно думать, что эти стаи формируются из тех щенков, которых вышвыривают на улицу жестокосердные обыватели, которых, кстати, следовало бы привлекать по той самой 245-й статье. Да нет, несчастные брошенные собаки, как правило, не выживают. Их рвут на части свои же сородичи, у которых когда-то были домашние предки, но очень давно - пять, восемь, десять поколений назад.
По сути, по поведению, по повадкам и инстинктам - это те же волки, по иронии судьбы и природы занесенные в мегаполис и обреченные жить и бороться за существование бок о бок с миллионами людей. Рядом с нами.
Нам они не друзья и не братья меньшие. Нас они воспринимают не как хозяев, а как врагов. С нами они ведут перманентную войну. Когда нас больше - убегают и прячутся. Когда их больше - нападают. И на нас поодиночке, и на наших собак. Хорошо еще, если только покусают - от бешенства изобретены прививки. Могут и загрызть.
В Москве, да и в других городах, всегда было много бездомных собак, которые гуляют сами по себе. Почему так разрослась их популяция в последние десятилетия - пусть разбираются специалисты-кинологи. Факт есть факт. В городе появилась проблема, которую надо решать.
Народные артисты-гуманисты просят мэра не допустить эскалации насилия. А как без него обойтись?
Говорят, надо не уничтожать этих хищников, а стерилизовать. Интересно, как данную затею осуществить? Требуются тысячи добровольцев, которые, рискуя здоровьем, а то и жизнью, будут отлавливать матерых кобелей, усыплять их, отвозить в клиники, где тысячи ветеринаров будут, не покладая рук, оперировать…
Утопия. Между прочим, на стерилизацию и так выделяются огромные деньги, которые, как показывает опыт, оплодотворяют карманы ответственных за это дело чиновников.
Еще говорят о приютах. В отношении взрослых животных это бессмысленно и бесполезно. Значит, надо отлавливать щенков. Что еще опаснее и тяжелее - у самок хищников настолько развит материнский инстинкт, что разорвут любого, кто приблизится к их детенышам. Это азы зоологии, их проходят в школе.
Ну и самое главное. Прежде, чем сопереживать диких собакам, неплохо бы вспомнить, что в Москве не хватает приютов для бездомных людей, застигнутых лютыми морозами нынешней суровой зимы. Вот принципиальный вопрос: так ли все у нас хорошо с правами человека, что осталось только учредить должность уполномоченного по правам животных? Мне кажется, что существует фундаментальный принцип: гуманность надо проявлять в первую очередь по отношению к людям, а не к четвероногим хищникам, да еще представляющим немалую опасность для людей.
Что же касается городских диких собак, то в обращении с ними эмоции неуместны. Не должно быть места жалости. Ничего другого не остается, как отстреливать по возможности. Производить зачистки. Хотя бы регулировать численность. И надо сказать спасибо тем неизвестным горожанам, которые по собственной инициативе занялись этим в Мневниках - видимо, допекло. И ни в коем случае не привлекать их по статье за жестокое обращение с животными.
Народных артистов можно понять. Они люди занятые. Им не приходится пробираться темными вечерами по пустырям или по проходам возле стройплощадок. Они жалеют «собачек», которых не видели никогда. Да и лавры Брижит Бардо не дают покоя.
На Западе нынче модно жалеть бездомных зверей. Или выступать против меха. Или отказываться от мяса. Религиозный фанатизм ушел в историю, а инстинкты остались. Вот и обратился весь пыл на квазирелигиозные цели типа защиты живой природы любой ценой, не щадя живота своего. Это их нравы и их проблемы.
А нам бы хоть изредка людей не забыть пожалеть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции