Рейтинг@Mail.ru
Коншин: мы не просто развиваемся вместе с рынком, а формируем его - РИА Новости, 03.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Коншин: мы не просто развиваемся вместе с рынком, а формируем его

© Предоставлено ГазфондомВице-президента НПФ «Газфонд» Дмитрий Коншин
Вице-президента НПФ «Газфонд» Дмитрий Коншин
Читать ria.ru в
Дзен
О результатах 15-летней работы НПФ «Газфонд», новых этапах пенсионной реформы и роли, которую в ней играет крупнейший негосударственный пенсионный фонд России, рассказал его вице-президент Дмитрий Коншин.

О результатах 15-летней работы НПФ «Газфонд», новых этапах пенсионной реформы и роли, которую в ней играет  крупнейший негосударственный  пенсионный  фонд России, рассказал его вице-президент Дмитрий Коншин.

- Работа в структурах «Газпрома» лидирует по привлекательности в разных опросах. Не в последнюю очередь из-за соцпакета, который госкорпорация предоставляет работникам. В том числе «газпромовских пенсий». Эту систему построил НПФ «Газфонд». Полезен ли корпоративный опыт в работе на открытом рынке?

-  Мы не просто развиваемся вместе с рынком, а формируем его. НПФ «Газфонд» не является чем-то локальным, пусть даже внутри крупнейшей госкорпорации. Сегодняшний объем резервов – это более десятой части от всего объема средств Пенсионного фонда России и около половины от суммы собранных всеми негосударственными пенсионными фондами страны средств.

Но есть нечто столь же  важное, как средства и управление ими. Это мера ответственности перед теми, кто вкладывает деньги в свое будущее и уже получает пенсию, перед государством. Доверие участников, вкладчиков, застрахованных лиц, заслуженное за 15 лет успешной стабильной работы. Моральные, если так можно выразиться, резервы Фонда – повод для гордости и одновременно платформа для развития. «Газфонд» не обещает быстрых денег, его дистанция, пользуясь спортивной терминологией - марафон. Мы на каждом километре доказывали и доказываем свою «выносливость».

«Газфонд» был создан в 1994-м году как административная платформа для реализации корпоративной пенсионной программы «Газпрома». Получается, он всего на три года моложе всей пенсионной системы новой России. До 2004 года, когда Фонд в числе первых получил лицензию на привлечение страховых пенсионных накоплений граждан, он работал как корпоративный. Сейчас нашу пенсию получают более 70 тысяч ветеранов газовой отрасли. Был на практике обкатан один из лучших образцов того, как в принципе у нас  может функционировать пенсионная система. Выход фонда  на открытый рынок, предложение индивидуальных пенсионных программ каждому гражданину России и корпоративных – любому предприятию независимо от его величины  и формы собственности -  представляется логичный шагом развития Фонда. После уникального опыта создания системы «газпромовских пенсий» нас не удивить ни географией, ни масштабами реализации пенсионных программ.

-  Реформы, особенно такие системные и долгоиграющие, как пенсионная, не проходят без скрипа. Растет ли вообще у населения интерес к пенсионным программам?

-  По нашим данным, как это на первый взгляд, ни странно, именно в кризис серьезно возрос интерес к пенсионным программам. Мы видим это в том числе и на собственном примере. Так, на сегодняшний день,  число участников программы обязательного пенсионного страхования составило более 173 тысяч человек – это в полтора раза больше, чем на конец прошлого года. Пенсионные накопления почти 60 тысяч застрахованных лиц в этом году поступили в «Газфонд».

Если взглянуть чуть глубже, ничего необычного в этом нет. Люди поняли, что быстрые деньги так же легко сгорают, как появляются.

Тяжелая ситуация в экономике, снижение стоимости активов,  казавшихся непоколебимыми, заставила задуматься о гарантиях на будущее. На этом фоне идеология Фонда неизбежно оказывается востребованной. Это умеренно-консервативная стратегия инвестиций. Когда рынки растут, она обеспечивает доходность выше инфляции, а в годы негатива позволяет сохранить средства. Помимо жесткой системы государственного регулирования, надежность Фонда обеспечена собственным страховым резервом – это, говоря простым языком, "подушка безопасности"  сверх той суммы, которую нужно выплачивать по обязательствам. Объем страхового резерва НПФ «Газфонд» — 42,7 миллиарда рублей Этот своеобразный аналог стабфонда России уже помог нам достойно пережить сложную фазу развития экономики и подготовить почву для эффективных действий после выхода рынков из кризиса.  Государство одинаково контролирует деятельность всех НПФ, но все же не все они равны между собой. Согласно общим правилам, страховой резерв должен составлять не менее 5% от средств фонда. У нас  его доля – более 35%.

Однако, возвращаясь к вопросу о пенсионной реформе в целом, следует отметить, что культура формирования личных пенсионных программ в России пока еще только зарождается. Глядя правде в глаза, вся пенсионная система для  значительной части граждан – пока экзотика. На нас лежит большая социальная ответственность и по информированию граждан и работодателей. Деятельность фонда в Ассоциации негосударственных пенсионных фондов, организация горячих линий – еще одно подтверждение тезиса, что не просто развиваемся с рынком, а формируем его.

- Какие вопросы по пенсионному обеспечению граждане и руководители предприятий задают чаще всего?

- Чаще всего люди интересуются вообще конфигурацией пенсионной системы. Уровень информированности о возможностях управлять своими средствами, направленными на обеспечение достойной старости, крайне низок.

Все больше  людей, однако, уже интересуются деталями взаимоотношения фондов между собой и с управляющими компаниями, а также, что отрадно, созданием персональных пенсионных программ без государственного участия – например, для детей с 14 лет или неработающих супругов. В каждом случае  «Газфонд» может предложить готовое решение, а если его нет – индивидуальную программу.
Наша миссия – внедрять лучшие стандарты и прививать правильные представления. У нас, к сожалению, не всякий мужчина всерьез задумается о пенсионном обеспечении своей неработающей жены. Между тем на Западе формирование пенсии домохозяйки или домохозяина из средств работающего супруга – обычное дело. Тот, кто держит на себе дом, занимается с детьми, в полной мере достоин социальной защиты в пожилом возрасте. Этот пункт в отношении неработающих супругов часто вписывается в брачный контракт.

Другое направление, популярное за границей и находящееся в стартовой позиции у нас – корпоративное софинансирование пенсий. Часть средств на свой пенсионный счет кладет работник, оговоренную часть – работодатель. Особенно приятно, что мы видим ростки такой культуры и на нашей почве. Владельцы и гендиректоры компании, руководители HR-подразделений начинают ценить корпоративные пенсионные программы как великолепный инструмент  мотивации персонала. Благодаря ему сотрудник остается лояльным компании  все время работы, работодатель получает дополнительную возможность соблюдать баланс квалифицированных кадров. Это особенно актуально в ситуации, требующей оптимизации затрат: создать адекватную корпоративную пенсионную систему куда дешевле, чем постоянно увеличивать зарплату. Тем более, что, вероятно, доходы больше не будут расти такими темпами.

В этом русле осуществляется государственная пенсионная политика. До 12% от фонда оплаты труда, направленные на социальные расходы, снижают налогооблагаемую базу предприятия, которая рассчитывается как разница между оборотом компании и себестоимостью производимой продукции. Другими словами, можно поднять зарплату на тысячу и заплатить налоги по полной, а можно ту же сумму направить на пенсионные счета и сэкономить на налогах.

- Кроме информационной кампании, что еще вы предпринимаете для привлечения в фонд новых участников?

- Мы очень серьезно подходим к развитию нашего розничного направления. Недавно мы заключили соглашение с «ДжиИ Мани Банком» о совместной реализации проекта в сфере обязательного пенсионного страхования (ОПС). Теперь заключить договор ОПС с фондом можно в 41 отделении банка. Процедура оформления всех необходимых документов занимает не более двадцати минут. Очевидно, что данный проект делает услугу перевода накопительной части трудовой пенсии в НПФ «Газфонд» еще более доступной.

Мы сделали такой выбор не случайно. По нашему мнению, именно люди, заинтересованные в кредитных продуктах, в наибольшей степени планируют свою жизнь. А «ДжиИ Мани Банк» является одним из лидеров в сегменте потребительского кредитования. Принципы работы и контроль качества обслуживания клиентов в ДжиИ Мани Банке близки нам по духу. Именно поэтому свою работу в этом направлении мы начали с сотрудничества с ДжиИ Мани Банком.

Могу сказать, что это не последний проект. Сейчас мы рассматриваем возможность сотрудничества с целым рядом финансовых институтов.

- Как могут взаимодействовать граждане, предприятия и НПФ в рамках запущенной в этом году десятилетней госпрограммы софинансирования пенсий?

-  Отрадно, что наш 15-летний юбилей совпадает с годом принятия этой программы, знаковой с точки зрения становления цивилизованной пенсионной системы. По закону гражданин может принять участие в программе софинансирования как через ПФР, так и через НПФ.  На каждый вложенный гражданином рубль, до 12 тысяч рублей в год, государство добавляет еще столько же. После наступления пенсионных обстоятельств пенсия рассчитывается с учетом этих вложений плюс, накопленный на них  за прошедшие годы инвестиционный доход.

Программа софинансирования, которую предлагает государство, уникальна. Вложенный вами рубль дает стопроцентный доход. Причем сразу, вне зависимости от экономической конъюнктуры и фондовых индексов. Аналогов такой программы в мире не существует. Цель, которую ставит перед собой государство, шире, чем просто вовлечение в нее граждан. Внедряя механизм софинансирования, власть показывает долгосрочные перспективы дальнейшей реализации пенсионной реформы.

Даже молодым людям следует понимать, что их будущий доход на пенсии так же зависит от них самих, как сегодняшняя зарплата. Государство ставит перед собой задачу обеспечить пенсионеру минимальный социальный пакет. То есть не сделать его богатым, а не допустить бедности. Остальное – в наших руках. Вскоре у граждан, чья зарплата превышает 415 тысяч рублей в год, а это уровень средней зарплаты по Москве, вообще перестанут в обязательном порядке отчислять и инвестировать накопительную часть пенсии. Если человек сам не позаботится о личном пенсионном плане – это его ответственность.

Востребованность программ софинансирования работников и работодателей должна расти и по завершении действия госпрограммы софинансирования. А пока социально ответственный бизнес имеет прекрасную возможность поучаствовать в ней. Пусть компания внесет на пенсионный счет сотрудника 12 тысяч рублей в год, договорившись с сотрудником, что такую же сумму добавит он сам. В этом случае 12 тысяч внесет и государство.

В кризис, кстати, и среди компаний возрос интерес к корпоративным пенсионным программ. Когда стремление к стабильности  превалирует над прочими соображениями, наличие у компании пенсионных программ как ничто другое свидетельствует о долгосрочности ее стратегии.

- В этом году вводится система двух портфелей, согласно которой будет распоряжаться деньгами граждан Государственная управляющая компания, через которую действует ПФР. Базовый портфель, куда пенсионные средства станут попадать по специальному распоряжению вкладчика, по-прежнему ограничен главным образом госбумагами, в расширенном портфеле, в который средства будут попадать по умолчанию, уже возможны акции предприятий. Как такое расширение инвестиционных возможностей ПФР отразится на деятельности НПФ?

- Возможности для инвестирования у негосударственных пенсионных фондов  все равно останутся несколько шире, чем у Государственной управляющей компании. Помимо более широких возможностей для инвестиций, однако, строго регламентированных законом, наше преимущество – в мобильности. Мы работаем с несколькими ведущими управляющими компаниями, можем менять их число, объем средств в управлении, использовать наиболее сильные стороны каждого из управляющих. Оперативное реагирование на ситуацию, особенно в период нестабильности на рынках, как ничто другое позволяет снизить инвестиционные риски.  Полагаю, что ситуация последних лет, когда «Газфонд» показывал заметно большую доходность инвестиций, чем госкомпания, не изменится. НПФ «Газфонд» представляет собой оптимального партнера для реализации пенсионной программы, учитывая баланс величины, устойчивости и хорошей исторической доходности.

Наконец, вспомним, чем, с точки зрения клиента, отличаются коммерческие компании от госструктур. Как нетрудно догадаться, это уровень сервиса. Когда человек переводит нам свои пенсионные средства, он получает качественное клиентское обслуживание.

Действует горячая линия – бесплатный номер для звонков из любой точки России, интерактивный сайт, специальная служба по работе с клиентами. Ни один запрос не остается без проработки и ответа.

Обеспечение доступности услуг фонда, увеличение числа его представителей является сегодня нашим приоритетом. При этом мы серьезно подходим к защите баз персональных данных.

Конкурентное преимущество «Газфонда» в сочетании  с комфортным сервисом, историей, беспрецедентным размером привлеченных средств и страхового резерва – также и в том, что Фонд остается в структуре крупнейшей государственной корпорации, играющей самую заметную роль в наполнении бюджета страны.

Как я уже сказал, культура управления пенсионными средствами у россиян только формируется, но вскоре существование  у работника индивидуального пенсионного плана станет нормой. 15 лет НПФ «Газфонд» – это много по меркам новой пенсионной системы, но возраст на самом деле подростковый. Мы совершенствуемся, укрепляем свои позиции стремимся к новым горизонтам. 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала