Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Результаты очередного саммита ОДКБ в Киргизии можно оценивать двояко. С одной стороны, Россия добилась значительного успеха, утвердив свое влияние в центрально-азиатском регионе. С другой – саммит подтвердил наличие разногласий между некоторыми членами организации, которая претендует на роль главной военно-политической силы на постсоветском пространстве.
Становление ОДКБ проходило трудно. Сам договор был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте. Кроме России подписи под документами поставили Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В 1993 году к договору присоединились также Азербайджан, Грузия и Белоруссия.
Договор сроком на пять лет с возможностью последующего продления вступил в силу 20 апреля 1994 года. 2 апреля 1999 года протокол о его продлении подписали президенты России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. С этого момента пролонгация договора происходит автоматически каждые следующие пять лет. Однако Грузия, Азербайджан и Узбекистан не стали продлевать свое участие в ДКБ. В том же 1999 году Узбекистан присоединился к созданному в 1997 году блоку Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы – ГУАМ, который превратился в ГУУАМ и постепенно приобретал все более антироссийскую направленность. В 2006 году Узбекистан вернулся в состав ОДКБ.
В первые годы своего существования ДКБ, подписанный на обломках Советского Союза, не мог похвастаться эффективностью. Россия в то время сама не знала, что ей требуется от этой жизни в целом, и от партнеров по СНГ в частности. В 2001 году началось проникновение в сферу действия договора американцев, создавших на территории ряда стран Средней Азии военные базы для поддержки операции в Афганистане.
Тем временем произошли определенные изменения и в России, которая начала восстанавливать свое влияние на пространстве бывшего СССР. В 2002 году на базе договора создается организация - ОДКБ с постоянно действующей структурой.
Структура ОДКБ стала эффективным инструментом в руках России, вновь вступившей в «большую игру» за преобладание в Средней Азии, как полтора столетия назад. Только теперь основным соперником стала не Британская Империя, а ее преемник по лидерству в англо-саксонской цивилизации – США.
Организация же договора о коллективной безопасности (ОДКБ) постепенно трансформируется в полноценный военный блок.
Важнейшим моментом этой трансформации стало принятое в 2009 году на саммите в Москве решение о создании коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ, которые будут задействоваться для помощи членам блока в случае агрессии или в иных чрезвычайных ситуациях.
Создание этих сил, однако, столкнулось с рядом препятствий, связанных с противоречиями между Москвой и Минском, долгое время бывшим одним из самых надежных союзников России среди республик бывшего СССР. В итоге президент Белоруссии Александр Лукашенко не принял участия в июньском саммите ОДКБ, на котором подписывалось соглашение о коллективных силах оперативного развертывания. Более того, белорусское руководство отказалось от председательства в ОДКБ, несмотря на то, что в июне 2009 года наступала очередь Минска руководить альянсом. В итоге техническим председателем стала Россия.
В результате вопрос о белорусском участии в КСОР и в других структурах ОДКБ стал одним из центральных на киргизском неформальном саммите. Судя по всему, стороны достигли определенного компромисса – Александр Лукашенко пообещал не только при первой возможности подписать соглашение по КСОР, но и заступить на пост председателя ОДКБ, который должен был занять еще в июне.
На этом фоне успех России в отношениях с азиатскими соседями выглядит еще более внушительно. На территории Киргизии будет размещен дополнительный российский воинский контингент и создан учебный центр для подготовки военнослужащих двух стран, которым смогут пользоваться и другие страны-члены ОДКБ. В настоящее время на территории Киргизии располагается база российских ВВС на аэродроме Кант и еще несколько военных объектов. Кроме того, на территории республики находится американская авиабаза "Манас", через которую снабжаются войска США в Афганистане.
На аэродроме Кант базируются российские вертолеты, транспортные и боевые самолеты. При необходимости база может принять самолеты всех классов – до стратегических бомбардировщиков включительно.
Дополнительный контингент, который будет иметь численность до батальона сухопутных или воздушно-десантных войск с тяжелым вооружением, должен таким образом сделать российское присутствие в Киргизии более гибким – что позволит быстро и адекватно реагировать на любую угрозу интересам России или ее союзников в регионе, независимо от ее происхождения.
Следует при этом иметь в виду, что влияние России на ее союзников по ОДКБ во многом определяется той экономической помощью, которую наша страна способна оказать своим партнерам. В результате политические успехи России зачастую прямо пропорциональны объему денежных средств, которые Москва готова вложить в ту или иную республику. С одной стороны в такой практике нет ничего нового – политическое влияние давно покупается и продается. С другой – в условиях мирового кризиса наличие совместных экономических проектов, от строительства дорог до сооружения ГЭС, от сотрудничества в области авиаремонта до совместного производства вооружений, дает возможность не только укрепить политическое влияние, но и «вытащить» экономику. Возможно, это одна из главных задач сотрудничества на постсоветском пространстве сегодня.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции