Открытое акционерное общество "ИжАвто" входит в концерн "Ижмаш", 98% акций предприятия принадлежит российской машиностроительной группе "СОК". С 1965 года "Ижавто" производит автомобили. Мотоциклы, которыми некогда прославился Ижевский автозавод, ныне выпускает ОАО "ИжМото".
История Ижевского автозавода началась с 1807 года, когда А.Ф. Дерябин основал в Ижевске оружейный завод. Завод постепенно расширял сферу производства, и в 1929 году с его конвейера сошли первые мотоциклы, а в 1933 завод приступил к серийному производству модели Иж-7 - легкой машины с одноцилиндровым двухтактным 300-кубовым двигателем.
В 1946 году на Ижевском автозаводе началось массовое производство мотоциклов по образцу германского ДКВ "НЦ‑350". Чертежи и документация поступили на завод и почти без изменений использовались для производства советского мотоцикла ИЖ-350.
После серьезной модернизации этот мотоцикл получил название ИЖ‑49. В его конструкции применялись технические новинки, такие как передняя вилка телескопического типа, задняя подвеска с гидравлическими амортизаторами и многие другие. Это создавало комфортабельность езды и обеспечило надежность в эксплуатации. К концу 1970‑х годов Ижевск стал главным мотоциклетным городом Советского Союза, его конвейеры могли выдавать до 350 тысяч мотоциклов в год. Мотоциклы ИЖ приобрели хорошую проходимость в плохих дорожных условиях. Позднее начали производиться и спортивные мотоциклы, предназначенные для шоссейно-кольцевых гонок и кроссовых соревнований. Настоящее признание пришло к мотоциклам ИЖ с появлением такого семейства как "Иж-Юпитер", "Иж-Юнкер", "Иж-Планета" и "Иж-Планета спорт". В настоящее время под маркой "Иж" выпускаются мотоциклы: "Планета", "Юпитер", "Юнкер", "Корнет", PS‑650 ROTAX, IZH Springbok, "Сайгак", боковой прицеп ВМЗ, мотоциклы для дорожно-постовой службы, болотоход, а также мотоциклы с грузовым модулем – ИЖ 6,920 ГР и ИЖ 6,92001.
В 1965 году в Ижевске началось строительство нового автозавода. Оно велось при поддержке министра оборонной промышленности СССР Дмитрия Устинова. Первый автомобиль ижевского производства сошел с конвейера 12 декабря 1966 года - это был "Москвич‑408". Все детали и комплектующие автомобиля поставлялись заводом "АЗЛК".
За сорок лет работы Ижевский автозавод произвел более 4 миллионов автомобилей, при этом модельный ряд выпускаемых автомобилей неоднократно менялся. За период с 2000 по 2005 год на "ИжАвто" было освоено семь моделей: ИЖ‑2126 "Ода" и ее грузовая модификация ИЖ‑2717 (2000), ВАЗ‑2106 (2001), ВАЗ‑2104 (2002), универсал ИЖ‑21261 Fabula (2004), в 2005 году – KIA Spectra и новый фургон ИЖ‑27175 (2005).
Реализовав в 2005 году проект по выпуску автомобилей KIA Spectra по лицензии KIA Motors Corp., Ижевский автозавод стал первым в России предприятием, работающим в режиме промышленной сборки. В августе 2005 года на "ИжАвто" было прекращено производство собственных моделей "Иж" (за исключением "ИЖ‑27175" (фургон на базе "ВАЗ‑2104"), в декабре 2005 года прекращено производство "ВАЗ‑2106".
В 2006 году был начат выпуск автомобиля KIA Rio, в 2007 году - KIA Sorento.
В 2009 году модельный ряд представлен следующими автомобилями: ВАЗ-21043; ИЖ-27175 (выпускается в варианте с подъемной задней дверью и откидным задним бортом – ИЖ-27175-030); Kia Spectra (автомобиль оснащается бензиновым двигателем объемом 1,6 литра и мощностью 101,5 лошадиных сил, механической 5‑ступенчатой или автоматической 4-ступенчатой коробкой передач); Kia Rio (два типа кузова: хэтчбек и седан, три типа двигателя: бензиновые объемом 1,4 л и 1,6 л и дизельный объемом 1,5 л); KIA Sorento (два типа двигателя 2,5‑литровый дизельный (170 л.с.) и 3,3-литровый бензиновый двигатель (241 л.с.). Мощность завода составляет 220 тысяч автомобилей в год.
По данным Минпромторга России, за первые два месяца 2009 года "ИжАвто" сократил производство на 40,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего за январь-февраль 2009 года "ИжАвто" выпустил в режиме промышленной сборки 5,1 тысячи автомобилей.
1 апреля 2009 года ряд СМИ распространил информацию о том, что кризис стал причиной полной остановки одного из российских автозаводов - ОАО "Ижавто". Как сообщил РИА Новости начальник управления по связям с общественностью группы СОК Дмитрий Румянцев, ОАО "Ижавто", подконтрольный группе СОК, не останавливал полностью работу, но в ближайшее время это может произойти, в частности, из-за девальвации рубля и сокращения спроса на все автомобили, продаваемые в России.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников