Десять лет назад, 17 августа 1998 года, правительство РФ во главе с Сергеем Кириенко объявило дефолт - неспособность отвечать по своим внутренним обязательствам.
Дефолт (англ. - невыполнение обязательств) - нарушение платежных обязательств заемщика перед кредитором, неспособность производить своевременные выплаты по долговым обязательствам или выполнять иные условия договора займа.
Этим термином обозначают любые виды отказа от долговых обязательств (т.е. он является синонимом понятия "банкротство"), но, как правило, его используют более узко, имея в виду отказ центрального правительства или муниципальных властей от своих долгов.
Дефолт объявляется как государством ("суверенный дефолт"), так и компаниями, или частными лицами, которые неспособны выполнить все или часть своих обязательств.
Дефолты возникали по разным причинам - от чисто экономических, когда заемщик действительно был не в состоянии производить платежи, до политических, когда сильный не платил слабому либо когда новое правительство отказывалось признавать долги, сделанные предшествующим руководством.
Дефолт бывает двух видов: просто дефолт (банкротство) и технический дефолт.
Первый вид дефолта (банкротство) обозначает банкротство заемщика, то есть невозможность выполнения заемщиком своих обязательств.
Если дефолт объявляет государство, то долги и споры подлежат урегулированию на межгосударственном уровне. Если дефолт объявлен в компании, то назначается внешний управляющий, который определяет дальнейшие шаги (продажа компании целиком, продажа компании по частям и т.д.).
Технический дефолт - это ситуация, когда заёмщик нарушил договор займа, но физически он этот договор выполнять может. Под нарушением договора может подразумеваться: отказ платить проценты или основную часть долга, отказ предоставить необходимые документы (например годовой отчет) или любое другое нарушение пункта договора займа. В таких случаях кредитор может объявить технический дефолт заёмщику. Дальнейшая судьба заемщика и кредитора зависит от причин дефолта и корпоративного законодательства в стране.
Яркий пример суверенного дефолта - это дефолт в России 17 августа 1998 года, когда произошел крах финансовой системы. Правительство РФ (премьер-министр Сергей Кириенко) объявило дефолт по внешним долгам и девальвацию рубля, а также о прекращении платежей по ряду обязательств, в том числе государственным краткосрочным обязательствам (ГКО) и облигациям федерального займа (ОФЗ). В заявлении Российского правительства и Центрального банка говорилось: на 90 дней приостанавливается выполнение финансовых обязательств перед нерезидентами, прекращаются операции купли-продажи ГКО. В течение нескольких месяцев курс рубля по отношению к доллару упал в 4 раза: с 6 до 24 рублей. Потери банковской системы после финансового кризиса составили 100‑150 млрд рублей; не менее 50 млрд рублей - недобор доходов консолидированного бюджета страны за 1998 год; 31,1% - снижение реальных доходов населения в сентябре 1998 г. по сравнению с августом. Более чем на 10% в 1999 году снизился объем ВВП, на 17% - инвестиции.
Механизм, приводящий государство-должника в состояние дефолта, экономисты сравнивают с циклическим процессом роста и разрыва "мыльных пузырей". На первом этапе этого цикла правительство государства-заемщика получает сравнительно легкий доступ к мировым финансовым источникам в лице Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Парижского клуба и крупных частных банков развитых стран. Эксперты МВФ рекомендуют нуждающимся странам для привлечения инвесторов обещать им высокий процент за кредит. Ожидание большой прибыли действительно привлекает капиталы международных спекулянтов, легко переводящих деньги по всему миру в поисках наиболее доходных краткосрочных вложений. Они начинают охотно покупать государственные ценные бумаги, выпускаемые правительствами этих стран. Однако при появлении первых признаков экономической или политической нестабильности механизм заимствования начинает пробуксовывать. Желающих ссудить деньги становится все меньше, а процент по кредитам - все больше. Когда же приходит время расплачиваться по текущим долгам, то государство только частично может сделать это за счет собственных средств. Оно вынуждено опять привлекать деньги на внутреннем и внешнем рынках. Лишь немногим странам удается в этом процессе стабилизировать или уменьшить свою задолженность, но чаще всего государственный долг начинает увеличиваться.
Предоставляемая в таких случаях экстренная финансовая помощь со стороны Международного валютного фонда спасает лишь на время. Затем наступает момент, когда никто уже не хочет ссужать данное государство, даже под сверхвысокие проценты. И поскольку у него нет текущих средств для рефинансирования долга, правительство объявляет дефолт.
С наступлением дефолта долговой "пузырь" лопается. Следующая за ним реструктуризация долгов обычно приводит к их частичному списанию, а следовательно, к крупным потерям для тех, кто покупал эти обязательства по высоким ценам и не успел их вовремя перепродать. На этом цикл дефолта заканчивается.
Подобные циклы дефолта могут повторяться несколько раз. Поскольку при выдаче займов государству, которое ранее объявляло дефолт, кредиторы требуют платы за риск (более высокий процент), то повторение дефолтов ведет к ухудшению репутации государства в мировом хозяйстве и к снижению эффективности займов.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников