Депутат Государственной Думы Семен Багдасаров, работая в свое время в Министерстве по делам СНГ, принимал активное участие в мирном разрешении межтаджикского конфликта. Своим мнением о возможностях урегулирования грузино-абхазского и грузино-югоосетинского противостояния он поделился в интервью РИА Новости.
- Семен Аркадьевич, в чем, на Ваш взгляд, причина нынешнего обострения ситуация между Грузией и Абхазией и Южной Осетией и есть ли способ ее нормализации?
- Ситуация в зонах грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов, действительно, обостряется. Точнее, не просто обостряется, а находится на грани боевых действий. Мы понимаем, что, несмотря на относительно примирительный тон выступлений госсекретаря США Кандолизы Райс, агрессивные действия Тбилиси обусловлены именно поддержкой Вашингтона. США делают все возможное, чтобы на предстоящем саммите НАТО Грузия получила доступ к индивидуальному Плану действий по предоставлению членства в Альянсе.
Этот план, в свою очередь, пересекается с намерениями США заменить Миротворческие силы СНГ, представленные в регионе конфликта российскими военнослужащими, на некие международные полицейские силы. Под последними, понятно, подразумеваются силы НАТО.
Одной из главных причин сложившейся ситуации, на мой взгляд, являются недостаточно решительные действия России...
- Но в последние полгода Россия как раз совершила ряд решительных шагов: отказалась от экономической блокады Абхазии, приступила к восстановлению железной дороги «Сухуми-Сочи», а на днях последовало заявление командования Северо-Кавказского военного округа о готовности усилить и поддержать группировку Миротворческих сил в случае дальнейшего обострения ситуации...
- Это полумеры. России необходимо признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Оттягивание этого вопроса, по сути, дает шанс Грузии, США и их союзникам проводить политику на грани войны.
Убежден, при сохранении сегодняшнего статус-кво мирного урегулирования грузино-абхазского и грузино-югоосетинского конфликтов не будет. Сегодня нет формулы мира, которая устроила бы одновременно Тбилиси, Сухуми и Цхинвали.
Российским политикам пора понять, что рано или поздно, но Грузия будет принята в НАТО. Почему? Грузия нужна США, прежде всего, как территория, на которой можно разместить военные базы. Это, кстати, подтверждается и тем, что основная часть составляющего почти миллиард долларов военного бюджета Грузии тратится не на закупку вооружений и военной техники, не на обучение личного состава и формирование новых частей, а на создание и реконструкцию военной инфраструктуры.
- Для чего США военные базы в Грузии, если рядом член НАТО - Турция, имеющая весьма развитую военную инфраструктуру?
- Да, Турция - член Альянса. Более того, она имеет вторые по численности после США вооруженные силы. Но сегодня, и это отлично понимают в Вашингтоне, Турция находится на пороге значительных изменений в результате победы на выборах так называемых умеренных исламистов и их укрепления во властных структурах страны. Впрочем, и до этого отношения между Вашингтоном и Анкарой были небезоблачны. Например, Турция не дала США разрешения на использование своей территории при проведении операции в Ираке. В свою очередь, Комитет по международным делам Конгресса США принял резолюцию, осуждающую геноцид армян в Турции в 1915 г. Вслед за чем последовал отзыв посла Турции из США. Согласитесь, отношения мало напоминающие союзнические. Плюс разность подходов к проблеме иракского Курдистана...
Исходя из всего этого, Вашингтон и поставил цель получить в регионе новых союзников. И не союзников как равноправных партнеров, а союзников-лакеев, готовых на исполнение любых указаний своего господина. На эту роль Вашингтон выбрал Грузию и Украину.
- Что же необходимо предпринять России?
- Россия должна сделать решительный шаг: признать независимость Абхазии и Южной Осетии и подписать с ними военно-политический договор о взаимопомощи. В рамках этого договора ввести свои войска на территорию республик, заменив ими Миротворческие силы. В случае продолжения военных провокаций Грузии эти силы нанесут ответный удар.
- Но США не оставят Грузию без помощи...
- Возможно. Но что может сделать Вашингтон? На большую войну из-за Грузии США не пойдут.
США могут заставить Тбилиси начать боевые действия против Абхазии и Южной Осетии. Но в этой ситуации, уверен, грузинские формирования будут быстро разбиты. А сама Грузия окажется на грани распада, так как сложившимися обстоятельствами могут воспользоваться весьма сильные армянская и азербайджанская диаспоры в Джавахетии и Восточной Грузии соответственно.
Кроме того, и у России есть возможности влиять на политику США, надавливая, образно говоря, на ее «болевые точки».
- Что это за «болевые точки»?
- Сегодня их две: Афганистан и Иран. В Афганистане США вместе с их союзниками, и это не секрет, оказались не в лучшей ситуации. Если в начале афганской компании им противостояла одна сила -" Талибан", то сегодня - минимум три. Это те же вооруженные отряды талибов под командой муллы Омара, Исламская партия Афганистана, возглавляемая небезызвестным Гульбиддином Хакматияром, и ряд пуштунских племен. Последние ведут боевые действия с западной коалицией уже не только на территории Афганистана - на юге и юго-востоке, но и в Пакистане, через который проходят линии снабжения афганской группировки США.
Ситуация с Ираном тоже известна всем. Только жесткая позиция России может предотвратить зреющий вооруженный конфликт.
- И какой здесь может быть, на Ваш взгляд, роль России?
- Относительно Афганистана - это, конечно, вопрос транзита. Причем, не только проходящего через территорию России и постсоветских государств. До 60 процентов воздушных перевозок в Афганистан осуществляется российскими транспортными самолетами и самолетами государств СНГ. Поверьте, транзит грузов - сфера весьма чувствительная. Любой специалист подтвердит, что жесткая позиция России в данном вопросе может привести практически к прекращению снабжения войск США в регионе и, как следствие, к свертыванию операции в Афганистане. И при этом не надо ссылаться на то, что США в Афганистане, дескать, противостоят мировому терроризму и борются с наркотрафиком. В Афганистане Вашингтон «развивает» терроризм. Повторюсь, если в начале компании у коалиции был один враг - талибы, то сейчас против нее действуют уже три силы. А про наркотрафик и говорить не приходится. Даже по оценкам ООН за время нахождения войск США в Афганистане производство наркотиков там увеличилось в несколько десятков раз. При этом, отмечу, одним из основных маршрутов наркотрафика эксперты называют «Северный маршрут», который проходит через северные провинции страны, подконтрольные не талибам или шиитам, а союзникам США - бывшему «Северному альянсу». Вот наглядное подтверждение истины: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты»...
Жесткая позиция России в отношении возможной агрессии США против Ирана тоже может оказать влияние на США.