Мария Аппакова, обозреватель РИА Новости.
10 погибших за два дня, около пятидесяти раненых. Таков печальный итог вооруженных столкновений между сторонниками правящего большинства и оппозиции в городе Триполи на севере Ливана. Это самые крупные столкновения после беспорядков, охвативших страну в начале мая и приведших к гибели более 80 человек. Ровно месяц прошел с момента как лидеры враждующих ливанских политических блоков подписали 21 мая в столице Катара Дохе соглашение, положившее, как полагали, конец ливанскому внутреннему кризису. После недавних событий в Триполи кажется, что реализация этих соглашений под угрозой.
Что послужило причиной столкновений в Триполи на момент беспорядков и сразу после затишья не сообщало ни одно СМИ. Ни требований, ни лозунгов враждующие стороны не объявляли. Сообщается лишь, что столкновения произошли между двумя районами - в одном живут в основном мусульмане-сунниты, поддерживающие правящее ливанское большинство, во втором - представители шиитской общины алавитов, симпатизирующие оппозиции и просирийски настроенные.
Подобные инциденты, хотя и гораздо меньшего масштаба периодически происходили в течение месяца после достижения перемирия по всей стране. Но их можно было списать на то, что сторонники как оппозиции, так правящего большинства никак не могут остыть, а учитывая количество накопившегося в стране оружия - от словесной перебранки до перестрелки всего один шаг. Но мини-война в Триполи стала слишком явным сигналом, что соглашения в Дохе могут оказаться фикцией.
Работа правительства Ливана парализована уже в течение полутора лет. С ноября 2007 года страна жила без президента. Соглашения в Дохе привели к долгожданным выборам главы государства и достижению компромисса по поводу формата правительства, а также к ряду других договоренностей, среди которых было согласие всех основных ливанских политических сил отказаться от применения оружия при решении внутренних проблем. Однако нового правительства нет до сих пор, легитимность временного, в составе, существовавшем до майских столкновений, сомнительна. Тем не менее, ливанские политические силы никак не поделят министерские портфели, продолжая обвинять друг друга в затягивании кризиса. Происходящее во властных коридорах естественно отражается на улице: в условиях отсутствия порядка наверху трудно ожидать его от простого населения. Страшно то, что ни армия, ни полиция толком не могут предотвратить события, подобные тем, что произошли в Триполи. И каждый выстрел может привести к массовым беспорядкам и даже к гражданской войне.
Такое радикальное развитие событий в Бейруте никому ненужно. Оппозиция, в одночасье установившая контроль над ливанской столицей в начале мая, ждет, что все-таки договоренности, достигнутые в Дохе, будут реализованы. Не хотят обострять ситуацию и представители «большинства» - майские события еще свежи в их памяти. Неслучайно их комментарии к перестрелке в Триполи очень сдержанны.
Так, лидер блока «14 марта» Саада Харири призвал тех, кто считает себя сторонниками правительственных сил, не препятствовать силам безопасности наводить порядок в Триполи. А глава правительства Фуад ас-Синьора осудил происходящее, добавив, что подобные события не способствуют стабилизации в стране.
Отметим, что из уст представителей «большинства» это достаточно мягкие заявления. Как правило, во всех трагических событиях в Ливане они обвиняют оппозицию, в частности в лице «Хезболлах», а также Сирию. Подобные высказывания звучали и сейчас, но на достаточно низком уровне и не так настойчиво как раньше. А ведь был идеальный шанс обвинить в происшедшем Дамаск - как раз к алавитской общине относится президент Сирии Башар Асад. Раньше «большинство» цеплялось и за меньшие поводы. Но сейчас, по крайней, мере, на уровне топовых фигур, этот шанс не использовали. Почему? - вопрос остается открытым. То ли действительно события в Триполи всего лишь отголосок политической борьбы в Бейруте, то ли «большинство» не хочет акцентировать внимание международного сообщества на происшедшем и признавать, что соглашения в Дохе практически провалились. Ведь «Триполи» может быть не только отголоском, но и предвестником новых трагических событий по всей стране. И оппозиция и «большинство» проявляют сдержанность всего лишь до поры до времени.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции