Михаил Хмелев, экономический обозреватель РИА Новости.
Российский машиностроительный холдинг "Русские машины" после приобретения крупного пакета акций Magna International неожиданно оказался в числе влиятельных игроков международного автомобильного рынка. Одновременно российская компания получила неплохого союзника для экспансии на иностранные рынки. Это не первая сделка россиян по приобретению зарубежных автомобильных активов. В планах у «Русских машин» - инвестировать по $300-400 млн. в год в расширение бизнеса за пределами России. На деле темпы зарубежной экспансии «Русских машин» могут быть еще выше.
Российский холдинг потратил на приобретение доли канадского производителя комплектующих Magna International около $1,54 млрд. За эти деньги «Русские машины» получат 20 млн. голосующих казначейских акций класса «А» (по $76,83 за штуку). «Русские машины» направили Magna свое предложение о покупке 20 апреля, а 9 мая совет директоров канадской компании уже его одобрил. После утверждения сделки на собрании акционеров Magna, российский холдинг получит шесть мест в Совете директоров компании. А значит, будет управлять делами канадского концерна на равных правах с его нынешним основным собственником - частным фондом Stronach Trust.
Напомним, «Русские машины» являются дочерней структурой «Базового элемента», основным бенефециаром которого является Олег Дерипаска. Этот 39-летний бизнесмен обладает, по версии журнала Forbs, вторым по величине состоянием в России. В состав «Русских машин», в свою очередь, входят «Авиакор - авиационный завод», «Абаканвагонмаш» и основной актив холдинга «Группа ГАЗ», объединяющая все автомобилестроительные предприятия холдинга: Горьковский автозавод, АЗ Урал, ПАЗ, ГолАЗ, «Ликинский автобус», КАвЗ, «Саранский завод самосвалов», «Автодизель» и другие. Выручка «Группы ГАЗ» в 2006 году составила 116 млрд рублей ($4,5 млрд), увеличившись за год на 32%. Magna International помимо производства комплектующих занимается разработкой и сборкой готовых автомобилей на своем заводе в австрийском городе Грац. Magna имеет 229 производственных площадок и 62 инженерных центра в 23 странах мира. Оборот компании за 2006 год составил $24,18 млрд., чистая прибыль - $548 млн, капитализация на 11 мая 2007 года - $9,23 млрд. В числе основных акционеров компании - фонд Stronach Trust, которым, в свою очередь, владеет канадское семейство австрийского происхождения.
К сделке по приобретению «Русскими машинами» доли в Magna стороны шли долго. Сначала договорились о партнерстве. Потом о создании совместного предприятия (СП). И лишь потом решились на полноценный альянс. Выгода российской стороны от предстоящего сотрудничества, без всякого преувеличения, огромна. «Русские машины» получат доступ к передовым производственным технологиям Magna, опыту ее высококвалифицированных управленцев, современной компонентной базе. Кроме этого, одним из направлений деятельности Magna в России после ее объединения с «Русскими машинами» станет покупка российских предприятий по производству компонентов. Российский партнер, близко знакомый со структурой этого рынка, поможет канадцам сформировать портфель интересных активов, направить их инвестиции в выгодные обоим партнерам области. Но это еще не все.
Сотрудничество структур Олега Дерипаски и Magna не ограничится только лишь развитием производств автокомплектующих для бурно развивающегося рынка России, считают эксперты. Через участие в акционерном капитале Magna российская компания получит возможность претендовать на привлекательные автомобильные активы. Magna сегодня - очень активный игрок на мировом авторынке. Так, компания была одним из главных претендентов на покупку 80%-го пакета акций Chrysler Group, выставленного на продажу два месяца назад концерном DaimlerChrysler. В декабре 2006 года Magna подписала соглашение о создании СП с «АвтоВАЗом», крупнейшим автопроизводителем в России. В последнем случае стороны договорились построить автозавод мощностью 480 тысяч автомобилей в год стоимостью 1,5 млрд. евро.
Правда, в итоге Chrysler не достался канадцам, и холдинг Олега Дерипаски даже опосредованно не получит доступ к управлению американским концерном. Тем не менее, «Русские машины» не намерены снижать активность в приобретениях за рубежом. Так, весной 2006 года компания купила у DaimlerChrysler целый завод и всю документацию на производство двух моделей Chrysler Sebring и Dodge Stratus. За этой сделкой последовали другие шаги - приобретение британской компании LDV Holdings, производителя коммерческих автомобилей Maxus. Сегодня компания участвует в аукционе по приобретению 72,4% акций румынского завода Daewoo Automobile Craiova. Очевидно, что с приобретением доли в Magna темпы международной интеграции «Русских машин» заметно ускорились. И постепенно на базе «Русских машин» сформируется еще один международный машиностроительный холдинг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции