На фоне возникших претензий Ирана к Великобритании немного отошли на второй план недавно бушевавшие страсти "культурного порядка": а между тем, кинокомикс серьезно рисковал спровоцировать скандал. Фильм "300 спартанцев", недавно вышедший и в России, продолжает собирать рекордные суммы в прокате. Однако в странах Востока картина по-прежнему остается предметом споров.
Более того, фильм пытались просто-напросто запретить к показу в исламских странах, как "оскорбительный" и "искажающий историю". Вспоминается отшумевший "карикатурный скандал" - тем более, что в случае с фильмом "300 спартанцев" речь идет о комиксе.
По версии Голливуда, фильм этот - лишь оживший графический роман Фрэнка Миллера, красивое развлекательное зрелище. По версии Ирана - культурная агрессия, психологическая война и просто оскорбление истории.
С одной стороны, воспринимать фильм всерьез никто, по крайней мере, из зрителей, не связанных с политикой, не собирался - разве судят об истории по комиксам и фильмам об "Астериксе и Обеликсе"? При этом, исследователи радостно обрушились на творение Зака Снейдера с критикой: доцент древнегреческой истории Университета Торонто Эфраим Литл в обзоре газеты Toronto Star анализирует сомнительные с исторической точки зрения подробности нового фильма, отмечая, что число в 300 воинов в битве при Фермопилах совершенно не соответствует истине. Непонятно исследователю и создание истории вокруг царя Леонида, о котором известно крайне мало, кроме того, не оправдано и спартанское воспитание agoge, показанное в картине - якобы будущие цари не проходили этих испытаний. Критике подвергает исследователь и образы эфоров, жрецов, и Эфиальта, ставшего уродливым горбуном, и персов, большая часть войска которых состояла из существ, больше похожих на произведения Франкенштейна, чем на людей.
По сведениям Геродота, на которого ссылается большинство экспертов, Леонид руководил армией, состоящей примерно из 7 тыс. греков. В 480 году до нашей эры огромная армия Персидской империи, мировой державы того времени, вторглась в Грецию. Разрозненные греческие города-государства пытались организовать сопротивление захватчикам. Персидская армия, якобы, превышала по численности пять миллионов человек - современные историки не совсем согласны с таким утверждением и предпочитают более скромные оценки: несколько сотен тысяч.
Кроме того, опять же, по сведениям Геродота, помимо 300 спартанцев, в битве при Фермопилах участвовали еще несколько тысяч воинов со всей Греции: 700 феспийцев и 400 фиванцев, не считая илотов. Впрочем, объяснить, откуда взялось число 300 можно - якобы остальные воины были низкого происхождения, а спартанцам досталась вся слава как элите войска.
Искать соответствия в псевдоисторических фильмах - бессмысленно, да и не в том была цель. Как утверждают исполнители главных ролей и режиссер, они надеялись на другую реакцию: "О, классный фильм. Никаких глубоких подтекстов".
То, что фильм получился красивый - вне сомнения. Несмотря на то, что снимался он в павильоне на пустом фоне, дорисованные пейзажи очень "смотрятся": графическое происхождение удачно подчеркивается цветовой гаммой. Тем не менее, бесспорно красивые моменты, на которые невозможно не обратить внимание (предсказание Оракула или стрелы, затмевающие небо) соседствуют с откровенно комическими эпизодами (разговор Леонида и Ксеркса или финальные кадры погибших спартанцев). В результате можно и от души посмеяться, и поморщиться от обилия отрубленных рук и других частей тела, и восхититься красивыми видами (природы и самих спартанцев), и погрустить (все-таки все погибли). Основная задумка создателей определенно удалась: масштабно, жестоко, красочно и... никакого глубокого подтекста.
Вера Удовиченко, rian.ru