1643 - родился Исаак Ньютон
1643 - родился Исаак Ньютон, английский математик, механик, физик и астроном; открыл закон всемирного тяготения.
Исаак Ньютон - выдающийся английский ученый, заложивший основы современного естествознания, создатель классической физики, член Лондонского королевского общества (1627) и его президент с 1703 года. Работы относятся к механике, оптике, астрономии, математике. Научное творчество Ньютона сыграло исключительно важную роль в истории развития физики. В его честь названа единица силы в Международной системе единиц - ньютон. По словам А.Эйнштейна, «Ньютон был первым, кто попытался сформулировать элементарные законы, которые определяют временной ход широкого класса процессов в природе с высокой степенью полноты и точности» и «... оказал своими трудами глубокое и сильное влияние на все мировоззрение в целом». Русский физик С.И.Вавилов писал: «Ньютон заставил физику мыслить по-своему, «классически», как мы выражаемся теперь... Можно утверждать, что на всей физике лежал индивидуальный отпечаток его мысли; без Ньютона наука развивалась бы иначе». На могильной плите Ньютона, похороненного в английском национальном пантеоне - Вестминстерском аббатстве, высечено: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, который почти божественной силой своего ума первые объяснил с помощью своего математического метода движения и формы планет, пути комет, приливы и отливы океана. Он первый исследовал разнообразие световых лучей и проистекающие отсюда особенности цветов, каких до того времени никто даже не подозревал. Прилежный, проницательный и верный истолкователь природы, древностей и священного писания, он прославил в своем учении Всемогущего Творца. Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью. Пусть смертные радуются, что в их среде жило такое украшение человеческого рода».
1936 - кинофабрика «Мосфильм» переименована в киностудию
История «Мосфильма», этого огромного киногорода, расположенного на Воробьевых горах, началась в 1920 году. Именно тогда две кинофабрики крупнейших производителей начала века - А.А.Ханжонкова и И.Н.Ермольева - были национализированы и переданы в ведение Всероссийского фотокиноотдела (ВФКО). В декабре 1922 году ВФКО было преобразовано в Госкино, а находившиеся в его ведении киноателье Ханжонкова и Ермольева получили названия соответственно 1-я и 3-я фабрика Госкино. На базе этих кинофабрик была создана кинофабрика «Мосфильм». Датой основания «Мосфильма» считается 24 января 1924 года, когда на экраны вышел первый полнометражный художественный фильм - «На крыльях ввысь». 4 января 1936 года кинофабрика «Мосфильм» переименована в киностудию. С этого времени стал осуществляться регулярный выпуск кинофильмов. Знаменитая эмблема - скульптура «Рабочего и колхозницы» на фоне Спасской башни - появилась впервые в 1947 году в фильме «Весна» режиссера Григория Александрова. За время своего существования киностудией «Мосфильм» было выпущено около 3000 фильмов, на которых выросло не одно поколение отечественного и зарубежного кинозрителя. Многие из этих картин вошли в Золотой фонд мирового киноискусства и завоевали награды на многочисленных кинофестивалях у нас в стране и за рубежом. На сегодняшний день на «Мосфильме» осуществляется производство почти всей отечественной кино-, теле-, видеопродукции. Студия является не только самой большой киностудией художественных фильмов в России и одной из крупнейших в мире, но и самой крупной высокотехнологической производственной базой, как в нашей стране, так и во всей Европе. «Мосфильм» располагает всем необходимым для технологического цикла производства фильма - от литературного сценария до готовой фильмокопии. Производственная мощность киностудии - более пятидесяти картин в год.
1785 - родился Якоб Гримм
1785 - родился Якоб Гримм, немецкий филолог, основоположник (совместно с братом Вильгельмом) германистики как науки о языке и литературе.
Братья Якоб и Вильгельм Гримм родились в Ханау, под Франкфуртом-на-Майне: Якоб - 4 января 1785 года, Вильгельм - 24 февраля 1786 года. Окончив среднюю школу в Касселе, поступили на юридический факультет Марбургского университета. В 1808 году Якоб стал личным библиотекарем Жерома Бонапарта, тогдашнего короля Вестфалии, а восемь лет спустя был назначен вторым библиотекарем в Кассель, в ту же библиотеку, где его брат служил секретарем. Здесь они работали до 1829 года, отдавая свободное время филологии и собиранию волшебных сказок и легенд. В 1830 братья начали преподавать в Геттингенском университете, однако в 1837 году были уволены, подписав протест университетской профессуры против ущемления конституции курфюрстом Ганноверским. В 1840 году новый прусский король Фридрих Вильгельм IV назначил братьев членами Берлинской академии наук. С 1841 года братья Гримм - профессора Берлинского университета и члены Прусской Академии наук. Близкие к немецким романтикам, братья Гримм опубликовали средневековые тексты: «О старонемецком майстергезанге» (1811), «Цветник роз» (1836), «Бедный Генрих» (1815), «Рейнеке-Лис» (1834), исследование «Германские героические сказания» (1829). Большой заслугой братьев явились издания: «Детские и семейные сказки» и «Немецкие предания», обогатившие немецкую и мировую литературу. Братья Гримм настаивали на точной записи текстов сказок, стремясь сохранить своеобразие народной фантазии и языка устного повествования. В примечаниях к сказкам исследователи приводили многочисленные параллели из фольклора европейских народов. В духе своих романтических идей они объясняли сходство сюжетов наличием общего «прамифа», общим наследием от единого предка. Для изучения истории немецкого языка важное значение имели лингвистические работы Якоба Гримма «История немецкого языка» и «Немецкая грамматика».
1710 - родился Джованни Баттиста Перголези, итальянский композитор
Джованни Баттиста Перголези (настоящая фамилия Драги) родился 4 января 1710 года в Йези (Анкона). Едва достигнув тринадцати лет, поступил в неаполитанскую консерваторию «Деи повери ди Джезу Кристо», где учился игре на скрипке у Ф.Санти и Д.Маттеи. Позднее занимался в консерватории Неаполя у Г.Греко, Ф.Дуранте и Ф.Фео. Уже в 20-летнем возрасте Перголези был автором двух ораторий, а в 1731 году была исполнена его первая опера «Саллюстия». Эта опера и три последующие прошли незамеченными. В 1732 году по заказу городского управления Неаполя он написал «Торжественную мессу», сделавшую имя автора известным по всей стране. Для Неаполя же Перголези продолжал писать оперы-сериа, а также интермедии к ним. В 1733 году здесь была поставлена его опера «Гордый пленник» с комедийной интермедией «Служанка-госпожа», обессмертившей имя ее автора. «Служанка-госпожа» Перголези оказала влияние на дальнейшее развитие оперы-буфф, а также французской комической оперы. В 1752 году с огромным успехом опера была показана в Париже. Под впечатлением этого спектакля Жан Жак Руссо написал своего «Деревенского колдуна». Духовные произведения Перголези принадлежат к его лучшим сочинениям; среди них «Магнификат» и особенно «Stabat mater» для двух женских голосов в сопровождении струнного оркестра и органа. Последним произведением Перголези была опера «Фламиний». Умер Джованни Перголези 16 марта 1736 года в Поццуоли, близ Неаполя. Его почитатели сожалели о столь ранней утрате. Несколько лет подряд произведения Перголези не снимались с репертуара театров, а во всех церквях Италии исполнялась его духовная музыка. На темы Перголези Стравинский написал балет «Пульчинелла».
2004 - американский марсоход «Спирит» совершил посадку на поверхности Марса
2004 - американский автоматический зонд и марсоход «Спирит» благополучно совершил мягкую посадку на поверхности Марса.
10 июня и 8 июля 2003 года США по проекту «Mars Exploration Rover» запустили космические аппараты «Спирит» и «Оппортьюнити». Посадки на Марс состоялись 4 и 25 января 2004 года в районе кратера Гусева и плато Меридиана. Основной задачей полетов является изучение поверхности Марса. Оба аппарата произвели удачную посадку и совершают работу по обнаружению признаков существования жизни на Марсе. Первый и второй американские марсоходы начали передавать снятые их камерами изображения на Землю еще во время спуска на парашюте. Передача информации продолжилась и после их посадки. Уже спустя несколько часов в НАСА поступило около 30 Мегабайтов информации от «Оппортьюнити», среди которых были первые снимки места посадки и сигналы телеметрии. В частности, получены снимки поверхности планеты, на которых видны гористые участки и кратеры. «Спирит» и «Оппортьюнити» могут исследовать Красную Планету еще несколько лет. Управление аппаратами осуществляется специалистами Лаборатории реактивного движения. Через некоторое время у марсоходов появится еще один партнер: Марсианская научная лаборатория. Эта лаборатория должна быть запущена в 2009 году. Она будет находиться на самоходном шасси, подобно марсоходам «Спирит» и «Оппортьюнити», а ее ресурс в три раза больше, чем у нынешних марсоходов, работающих на поверхности Марса. Лаборатория будет иметь блок научных инструментов, включая ChemCam: мощный лазер, который сможет подробно анализировать объекты марсианской поверхности с расстояния до 10 метров от объекта. Поскольку на лаборатории будет автономная мини-электростанция, марсоходу не нужно будет полагаться на слабую энергию, вырабатываемую солнечными батареями. Сейчас на орбите Марса находятся американские «Марс-Сервейор», «Марс-Одиссей», «Марс-Риконисенс» и европейский «Марс-Экспресс». На поверхности планеты - «Спирит» и «Оппотьюнити». В научной программе всех проектов принимают участие российские специалисты.
1934 - родился Зураб Константинович Церетели
1934 - родился Зураб Константинович Церетели, художник-монументалист, президент Российской академии художеств.
Зураб Церетели родился в Тбилиси (Грузия). В 1958 году окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств. Следующие семь лет работал художником - архитектором в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. В 1964 году прошел во Франции курс по развитию художественной фантазии. В Париже имел возможность общаться с П.Пикассо и М.Шагалом, которые высоко оценили работы молодого мастера.С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Автор более двух тысяч живописных полотен различных жанров. География его монументальных работ охватывает территорию 11 стран мира - США, Великобритания, Испания, Япония, Бразилия, Франция и т.д. Наиболее известные монументальные работы: комплекс на курорте Пицунда, монументальные работы для Дворца культуры в Тбилиси, оформление Тбилисского автовокзала; горельеф «Легенды Крыма» на фасаде гостиницы «Ялта» (медь); монумент «Счастье детям мира» в Брокпорте (США); монумент «Прометей» - «Наука, образование - миру» - посвящен студенчеству, установлен перед зданием Брокпортского университета (штат Нью-Йорк, США); оформление киноконцертного зала горельефным фризом из меди «Гимн человеку» и создание бассейна-фонтана с мозаичным покрытием; монумент «Человек и Солнце»; монумент «Разрушить стену недоверия» (Великобритания); монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке ; бронзовая скульптура «Рождение Нового Человека» (Париж, Франция); скульптурная композиция «Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания). После нападения террористов на Нью-Йорк в 2001 году Церетели предложил американцам проект увековечения памяти жертв терактов под названием «Слеза». Памятник был открыт в сентябре 2006 года в Нью-Йорке. В Северную Осетию Церетели привез эскиз двадцатиметрового памятника детям Беслана, превращающимся в ангелов. Спустя несколько месяцев пострадавшие от цунами тайцы увидели предназначенный им проект Церетели: Древо Жизни, смываемое гигантской волной. В Москве пока остались не реализованы, по крайней мере, два проекта Церетели: второй Царь-колокол и памятник под названием «Я шагаю по Москве», который должен был напоминать молодого Никиту Михалкова в одноименном фильме.