МОСКВА, 5 сен – РИА Новости, Милена Фаустова. Научные исследования подлинности великой христианской святыни — Туринской плащаницы, в которую по преданию было обернуто тело Иисуса Христа перед погребением, должны быть продолжены, заявил РИА Новости профессор кафедры истории Русской православной церкви Свято-Тихоновского православного университета протоиерей Георгий Ореханов.
О том, что анализ артефакта может быть возобновлен через 26 лет с момента его последней экспертизы, рассказали участники научной конференции, которая прошла в Москве и была посвящена последним результатам исследования реликвии, а также ее духовному значению для верующих всех христианских конфессий.
"Я считаю, что, конечно, не любую святыню необходимо научно исследовать для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ее подлинность. В некоторых случаях такое исследование может быть даже кощунством. Однако научный анализ именно Туринской плащаницы продолжить необходимо. Ведь известно, что ученые ее уже пытались изучить, а результаты, полученные в трех разных лабораториях, противоречили друг другу", — сказал Георгий Ореханов.
"Мне известно, например, что когда несколько лет назад была обнаружена гробница, которая гипотетически могла бы принадлежать святому апостолу Павлу, то дальнейшее исследование этого вопроса стало невозможным из-за позиции церковной власти", — добавил он.
Православный священник выразил уверенность, что сегодня не стоит опасаться полностью опровергающих подлинность Туринской плащаницы результатов.
"Несмотря на некоторые выводы, которые существуют сегодня и которые, возможно, не соотносятся с официальным церковным взглядом на последние часы жизни и смерть Христа, мы все-таки убедились в том, что на 90 процентов полученные результаты подтверждают Евангельское повествование", — подчеркнул Ореханов.
Туринская плащаница
Великая христианская святыня представляет собой кусок льняной ткани, сотканной "в елочку", длиной 4,42 и шириной 1,13 метра, на которой в двух проекциях изображено человеческое тело — анфас и со спины.
В 1898 году, когда святыня выставлялась на всеобщее обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, на негативах которых и был обнаружен человеческий лик. Это открытие поставило множество вопросов перед учеными и богословами, главным из которых стал вопрос ее подлинности. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.
"Речь о подделке не идет"
Инициаторами проведения нынешней научной конференции в Москве, посвященной Туринской Плащанице выступили итальянский Институт Культуры в Москве, а также и ассоциация "Друзья Восточных Церквей". Более 30 итальянских паломников из этой организации с 28 августа по 7 сентября находятся в России с несколькими копиями оригинала погребального плата Иисуса Христа. Среди прибывших – известные ученые и богословы, которые рассказали о результатах исследований святыне и их соответствию текстам Священного Писания.
В частности, профессор судебной медицины медицинского факультета Туринского университета, президент на покое Международного центра синдонологии (исследования Плащаницы) Пьер Луиджи Байма Болоне отметил, что последняя научная экспертиза артефакта проводилась в 1988 году. Ученые точно определили, что отпечаток на плате принадлежит высокому мужчине семитской внешности, который незадолго до смерти был сильно избит, а на его голову водружено "что-то наподобие шлема с острыми шипами". Однако, подчеркнул итальянец, речь не идет о картине или каком-то поддельном изображении.
"Никаких красителей и других химикатов обнаружено не было. Оттиск человеческой фигуры ведет себя как негативное изображение, а пятна крови воспроизведены так, как видятся в реальности, то есть в позитиве. Поскольку сама ткань принадлежит эпохе, когда различия между позитивом и негативом не были выявлены, то говорить о подделке изображения нельзя", — заверил итальянский профессор.
"Качество льна и направление нитей соответствует гипотезе о том, что ткань была соткана в Иудее примерно во времена Христа и имеет вид погребального савана. А совокупность имеющихся у ученых фактов позволяет вделать вывод, что смерть наступила от удушья и сильной сердечной ишемии" — продолжает он.
По мнению, итальянского специалиста, след на ткани был оставлен уже мертвым человеком, тело которого, однако, не было подвержено разложению. В пользу реальности реликвии говорит и то, что увечья на руках "от острых предметов, предположительно гвоздей", расположены не на ладонях, как традиционно это изображают в иконописной традиции, а вблизи запястья — единственно подходящего места, способного выдержать вес тела. Более того, гематологические исследования крови подтвердили, что рана в области грудной была сделана уже после смерти человека, а не при его жизни. Это же, кстати, утверждал и евангелист Иоанн. Сделанный же анализ видов пыльцы, осевших на реликвии позволил ученым придти к выводу, что "исследуемое полотно проходило как через палестинские, так и через средневосточные зоны".
Несмотря на то, что радиоуглеродный анализ в 1988 году, который проводился одновременно в трех независимых лабораториях, датировал ткань чуть ли не XII веком, профессор судебной медицины уверен, что "это не полный, не окончательный и не достоверный результат". "Он проводился на неофициальных образцах, и при обследовании и анализе одной и той же нити ученые получили три разных вывода", — заключил судмедэксперт.
"Ожившее Евангелие"
В свою очередь, профессор филологии и новозаветной экзегетики Миланского католического университета монсеньор Джузеппе Гиберти обратил внимание на то что "заключения ученых в большей степени сопоставимы с евангельскими рассказами, повествующими от последних минутах жизни и смерти Спасителя". "Есть две особенности, которых никогда не применяли при казни на кресте в то время, но о которых упоминается в священных текстах. Это наличие тернового венца на голове и раны в области груди. Таким образом, научное изучение плащаницы подтверждает слова Евангелия, и оно как бы оживает в этой ткани", — заметил он.
К общему сожалению присутствующих, Святой престол после "неудачного радиоуглеродного анализа" прекратил любые исследования святыни и до сих пор не дает на них разрешение. Однако, заверили итальянцы, в Оксфордском университете сейчас вновь заговорили о том, чтобы продолжить научный анализ реликвии и, возможно, в ближайшие годы ученые смогут продолжить свои исследования на новейших аппаратах.
Сегодня в мире существует несколько точных копий Туринской плащаницы. Одна из них с 1997 года хранится в Сретенском монастыре Москвы. Там же, кстати, расположен и Российский центр по изучению реликвии. В этот раз итальянские паломники привезли в Россию еще четыре копии. Одна — подарена католикам Санкт-Петербурга. Вторая — православным Владимира. Еще две останутся в Москве — в католическом соборе Непорочного зачатия Пресвятой девы Марии и православном храме священномученика Климента папы Римского.
Настоятель католического прихода во Владимире священник Сергий Зуев заверил РИА новости, что "нет ничего страшного, что у великой христианской реликвии есть копии, это никак ее не обесценивает".
"Копии Плащаницы приравниваются к иконам. А икон не может быть много. Сколько есть копий икон Владимирской Божьей Матери? Или Казанской? И никого это не смущает. Плащаница и ее копии такое же святое изображение, которому верующие поклоняются. Наоборот хорошо, что и в православных, и в католических храмах России теперь есть эта святая реликвия", — заключил католический священнослужитель.