Рейтинг@Mail.ru
Выбор РИА Новости: главные культурные события 2012 года - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Выбор РИА Новости: главные культурные события 2012 года

Читать ria.ru в
Культурная картина 2012 года сложилась из нескольких крупных пазлов. Первый - смелые кадровые решения, которые безусловно повлияли и еще повлияют на культурное пространство в целом. Второй пазл - поворот в судьбе "Ленфильма" и реформа системы поддержки отечественного кино. Третий - влияние культурных событий на имидж России за рубежом.

МОСКВА, 19 дек — РИА Новости. Культурная картина 2012 года сложилась из нескольких крупных пазлов. Первый — смелые кадровые решения: приход в министерство Владимира Мединского, назначение новых руководителей в несколько столичных театров, в Росгосцирк и Большой московский цирк на проспекте Вернадского безусловно повлияли и еще повлияют на культурное пространство в целом. Второй пазл — окончание периода неопределенности в судьбе "Ленфильма" и реформа системы поддержки отечественного кино в целом. Третий — влияние культурных и околокультурных событий на имидж России за рубежом: тут на одной чаше весов оказались "Бурановские бабушки", влюбившие в себя не только зрителей "Евровидения", а на другой — история с "панк-молебном" девушек из Pussy Riot, их арестом, и реакцией на него мировых звезд. А еще в Москве открылся самый инновационный музей, а старинные особняки пообещали отдать в льготную аренду тем, кто их отреставрирует.

Жук в муравейнике

У культуры в этом году появился новый министр — доктор политических и исторических наук, профессор МГИМО Владимир Мединский. В культурных делах ранее замечен не был. Хотя известен как автор книг в жанре нон-фикшн "Война. Мифы СССР. 1939-45", серии "Мифы о России", а также романа "Стена". К историческим трудам Мединского профессиональные историки отнеслись скептически, зато руководство страны оценило их очень высоко. В 2010 году Мединский вошел в Комиссию при президенте РФ по противодействию фальсификации истории, а в 2011 указом президента РФ был введен в состав правления фонда "Русский мир", который призван популяризовать русский язык и культуру за рубежом. Как признался сам Владимир Ростиславович, для него министерский пост не стал неожиданностью, а вот для культурного сообщества назначение совершенно незнакомого персонажа стало сюрпризом — встретили его, мягко говоря, настороженно.

Биография Владимира Мединского >>

Масла в огонь подлили и первые публичные высказывания нового министра. Так, например, министр предложил похоронить Ленина и сделать Мавзолей филиалом Исторического музея, выступил против сноса памятников советской эпохи, но предложил властям Москвы задуматься о переименовании улиц, носящих имена "террористов-революционеров". Бурную реакцию в СМИ вызвала рекомендация Мединского телеканалу НТВ не показывать 22 июня фильм "Служу Советскому Союзу". Фильм все-таки показали, а руководство канала и продюсер картины напомнили Владимиру Ростиславовичу о том, что телевидение не находится в его компетенции и порекомендовали заняться своими непосредственными обязанностями. Вскоре в интернете появилось сообщение о том, что Мединский хочет запретить передачу "Спокойной ночи малыши", за подстрекательство к педофилии и зоофилии. Информация оказалась журналисткой уткой, но осадок остался.

Министр стал самой обсуждаемой в СМИ и соцсетях персоной и из всех участников Московского международного кинофестиваля, после того как он на церемонии закрытия ММКФ вроде как забыл вручить Катрин Денев приз-статуэтку. Некоторые журналисты даже утверждали, что министр оттолкнул французскую диву, когда та потянулась за наградой. Сам Мединский в итоге был вынужден объясняться в своем микроблоге: "Катрин Денев попросила меня подержать 5-ти килограммовый приз: у нее в руках был большой букет". А потом еще рассказал прессе, как Денев его поблагодарила за помощь.

Удивление, граничащее у кинодеятелей с шоком, вызвало назначение заместителем министра культуры бывшего шоумена, телеведущего Ивана Демидова. Именно ему Мединский поручил курировать дела отечественного кинематографа. Также замминистра стала Алла Манилова, работавшая в команде Валентины Матвиенко, когда та занимала пост губернатора Санкт-Петербурга. Теперь Манилова курирует туристическое направление, также оказавшееся в ведении Минкультуры. Из прежней команды остались Григорий Ивлиев, Андрей Бусыгин.

Мединский создал при министерстве Экспертный совет, который, помимо прочего, должен быть "основополагающим экспертным фильтром" при рассмотрении заявок на вручение госнаград в области культуры и званий Народного артиста. В совет, возглавляемый министром, вошли председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов, Советник президента РФ Владимир Толстой, глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков, председатели творческих союзов, главы профильных комитетов, ректоры подведомственных Минкультуры вузов и представители научных институтов.

Был обновлен состав Общественного совета. Мединский предложил возглавить совет издателю Ирине Прохоровой, но она отказалась от совместной работы с министерством, тогда этот пост был предложен пианисту Денису Мацуеву, который с благодарностью принял его. Общественный совет разделился на рабочие группы по разным областям культуры, которые периодически собираются для обсуждения насущных проблем.

Мединский забраковал все наработки Закона о культуре, поэтому сейчас невозможно говорить о сроках его принятия. Зато ведомство активно поработало над госпрограммой "Развитие культуры и туризма", на реализацию которой потребуется около 750 миллиардов рублей. Предполагается, что эта сумма сложится не только из бюджетных средств, но и из привлеченных на основе государственно-частного партнерства. С 30 августа программа размещена в интернете, а в правительство должна была поступить в конце ноября.

В следующем году Мединский пообещал поднять зарплаты всех сотрудников федеральных учреждений культуры как минимум на 30%-33%. Это будет сделано и за счет дополнительно выделенных средств из бюджета, и за счет оптимизации работы учреждений. Тут министр подчеркнул, что оптимизация вовсе не означает увольнение сотрудников и этим уточнением спас от сокращения более трехсот сотрудников Российской национальной библиотеки, которых руководство уже собиралось выставить за порог.

Самыми широко обсуждаемыми инициативами Минкультуры в минувшем году стали: театральная реформа, согласно которой актеров будут тестировать раз в три года на профпригодность; сдача в аренду на 49 лет памятников культуры с обязательствами по их восстановлению; переход федеральных музеев на поздний вечерний режим работы минимум на один день в неделю; идея упразднить непрофильные факультеты в творческих вузах и перестать готовить там юристов и экономистов; мысль объединить подведомственные Минкультуры НИИ в "гуманитарное "Сколково"; предложение сократить число получателей господдержки в сфере кино, запретить им съемки за границей и на несогласованные темы; идея квотирования показа российских фильмов в кинотеатрах.

Денежки фонда

Как и предполагалось, смена руководства Минкультуры сказалась и на самой любимой российскими чиновниками сфере — кинематографе. Громкие публичные заявления господина Мединского на сентябрьском совете по кинематографии положили начало очередной реформе финансирования российского кинематографа. Тогда министр дал понять всем, что его ведомство не собирается оставаться в стороне, отдавая все на откуп Фонду кино, который в этом году, казалось бы, окончательно стал главным распределителем бюджетных средств. Причем не только на масштабные коммерческие проекты, как это предполагалось при создании Фонда, но и на авторский кинематограф, анимацию и копродукцию.

Внутри Минкультуры началась активная выработка так называемой "дорожной карты". В числе приглашенных экспертов — известные продюсеры, режиссеры и главы тех самых компаний-мейджоров, которым и перепадала существенная доля кинобюджета. Проблем было озвучено немало. Все понимали, что индустрии еще есть куда стремиться. Хотя по большому счету именно этот год стал для российского кино довольно успешным. Все наконец-то поняли правила игры, научились получать деньги не только на ура-патриотические проекты, но и на артхаус. Выпустили вполне успешные массовые картины — такие, как "ДухLess", "Джунгли" или, например, "Любовь с акцентом", которые заставили большинство зрителей вновь поверить в российское кино.

И на этой радостной ноте кинематограф вновь ожидает реформа. Фонду кино хоть и оставили больший бюджет, но существенно ослабили его, так сказать, идеологическое и отраслевое влияние. Теперь решать все, как и в прежние времена, будет Минкультуры, что особенно скажется на авторском кинематографе. От руководства ведомства многие кинематографисты не раз слышали заявления о том, что "чернуха" уже надоела и что кино нашим зрителям нужно позитивное. Внутри министерства разрабатывается список приоритетных для создания фильмов тем. Черновые варианты его уже успели попасть в некоторые СМИ, но окончательный перечень появится только к концу декабря. Конечно, там не обойдется без громких исторических дат и великих личностей, без восхваления семьи, любви и верности, без посевной разумного, доброго и вечного. Что вряд ли понравится большинству независимых режиссеров, да и многим зрителям. Волей-неволей части продюсеров авторского кинематографа придется искать деньги на стороне — у частных инвесторов или за рубежом. Другого выхода просто не будет.

Зато, как полагают вдохновители реформы, за бюджетом — хоть и возвратным — пойдут создатели коммерческих фильмов, которые — опять же по версии чиновников — и смогут привлечь в кинотеатры нового зрителя российского кино. Главное, правда, чтобы после новогодних каникул, когда в кинотеатрах, в основном, будут крутить отечественные комедийные новинки, остались хоть какие-то зрители, верящие в современный российский кинематограф.

Самый лучший "Ленфильм"

Судьба старейшей российской киностудии — "Ленфильма" — обсуждалась в течение последних нескольких лет. Сначала погрязший в долгах "Ленфильм" решено было приватизировать, потом от этой идеи отказались, и еще в прошлом году для киностудии был найден спаситель — корпорация АФК "Система", уже владеющая одной крупной питерской студией RWS. Но, испугавшись коммерциализации столпа отечественной кинематографии, против проекта АФК "Системы" взбунтовались сами творцы — они создали общественный совет киностудии и решили бороться до конца. Судьба "Ленфильма" оставалась неизвестной вплоть до прихода нового руководства Минкультуры, которому просто необходим был некий решительный поступок. И история с "Ленфильмом" подходила для этого как нельзя лучше.

Летний приезд нового киноначальника — Ивана Демидова — завершился провалом. Творцы во главе с Сокуровым покинули заседание и заявили, что ведомство по-прежнему не собирается активно участвовать в решении вопроса о дальнейшей судьбе киностудии.

Проиграв первую встречу, Минкультуры впоследствии сделало все, чтобы вернуть себе роль вожака и заставить и бизнесменов, и кинематографистов играть по своим правилам. К концу лета на столах чиновников лежало уже три концепции развития киностудии — от АФК "Системы", от общественного совета и от совета директоров киностудии. Последние две в итоге оказались практически идентичны, за исключением одной важной детали: совет директоров во главе с бизнесменом Эдуардом Пичугиным готов был восстановить студию на деньги банков и инвесторов, а общественный совет во главе с продюсером Андреем Сигле и режиссером Александром Сокуровым мечтал о государственном финансировании.

Правда, в августе, во время встречи Сокурова с Мединским выяснилось, что и общественный совет уже готов брать заемные средства в банках, а не просить дотаций из госбюджета. Но и эта поправка в итоге не спасла. События стали развиваться с несвойственной для России динамикой в решении подобных вопросов.

Уже в начале сентября в РИА Новости состоялось общественное обсуждение концепций, за несколько дней до которого АФК "Система" отозвала свой проект. Бизнес-составляющая презентации проекта совета директоров изначально выглядела более выигрышной, чем робкие попытки Александра Сокурова рассказать о том, как "Ленфильм" может работать на благо отечественного кинематографа — не только запускать новые проекты, но и воспитывать, учить будущее поколение талантливых режиссеров. Это столкновение физиков и лириков — строгих бизнес-расчетов Пичугина и искренних убеждений Сокурова — казались частью заранее запланированного спектакля. Сомнений в этом не осталось, когда и общественный совет во главе со Светланой Кармалитой публично выразил поддержку концепции совета директоров. Сокуров и Сигле остались вдвоем, цех защитников "Ленфильма" раскололся. Министерство культуры выиграло партию.

Эдуард Пичугин стал директором киностудии. В совет директоров "Ленфильма" вошли все те, кто участвовал в последней стадии принятия решения — чиновники министерства и Росимущества, продюсер Сергей Сельянов и режиссер Алексей Герман-младший. Пригласили и Сокурова, который публично отказывался от своего места в совете директоров. Возглавил совет режиссер Федор Бондарчук, который в Москве уже создал студию "Главкино".

Новое руководство студии договорилось о кредите на льготных условиях, постепенно стало погашать накопившиеся за многие годы долги, заявило о желании вернуть фильмотеку и решило уйти в работу, отстранившись от взаимных обид, обвинений и споров. Андрею Сигле предложили остаться на студии продюсером, а Александру Сокурову — создать творческое объединение и киношколу. Конфликт, вроде как, оказался исчерпан. Судьба "Ленфильма" решена. По крайней мере, на ближайшее будущее.

Театральный обмен

2012 год ознаменовался серией громких назначений в московских театрах, вызвавших в обществе неоднозначную реакцию.

© Фото : Владимир МайковскийСпектакль «Самая большая маленькая драма»: Владимир Андреев и Валентин Гафт (слева направо). Режиссер Родион Овчинников.
Спектакль «Самая большая маленькая драма»: Владимир Андреев и Валентин Гафт (слева направо). Режиссер Родион Овчинников.

Первой ласточкой стала история с Театром им. Ермоловой. Этот случай уникален тем, что, вопреки ставшему уже привычным сценарию, смена руководства произошла полюбовно. Олег Меньшиков стал художественным руководителем театра при согласии и даже, вроде, по предложению самого Владимира Андреева, несколько десятилетий возглавлявшего театр. Творческий кризис Театра им. Ермоловой был очевиден, но долгожданная революция случилась "бархатной". Меньшикову бескровно удалось даже снять практически весь текущий репертуар — теперь в афише Театра им. Ермоловой несколько названий из арсенала антрепризной компании "Товарищество 814" и две премьеры. В первой новинке — спектакле Родиона Овчинникова "Самая большая маленькая драма" — сыграл сам бывший худрук, оставшийся в театре на правах президента, а второй спектакль удивил смесью "новой драмы" и традиционной актерской игры. Евгений Каменькович поставил "Язычников" Анны Яблонской — редкий случай, когда радикальный уже по своей лексике текст зазвучал на большой сцене государственного театра.

В апреле столичный департамент культуры заявил о расторжении договоров с директором и худруком Театра кукол на Спартаковской — его новым главой стал Григорий Папиш. В итоге в октябре новый сезон кукольный театр открыл с новым современным фойе, предназначенным для разного рода интерактива, а также провел международный фестиваль, привезя в Москву спектакли из Голландии, Испании, Швеции, Польши и других стран.

Самым болезненным кадровым решением 2012 года стало назначение Кирилла Серебренникова в Театр им. Гоголя. Театр у Курского вокзала, совсем потерявшийся на фоне разбросанных в этом районе мощных очагов современного искусства, вроде "Винзавода", "35 мм" и Artplay, явно требовал свежей крови, но жест департамента оказался слишком радикальным для взнервленного театрального сообщества. Серебренников в первых же своих интервью рассказал о том, что Театр Гоголя будет превращен в театр проектного типа, в "Гоголь-центр", в стенах которого обоснуются резиденты — Владимир Панков с саундрамой и "Диалог Данс". Актеры театра перешли в контр-наступление: было написано жалобное письмо в департамент, потом были пресс-конференции и театрализованные митинги. Непонятно пока, закончилась ли эта история — Кирилл Серебренников объявил о том, что готов работать с частью существующей в театре труппы и объявил репертуарные планы.

Театральный сезон 2011-2012: кадровые перестановки и дух перемен >>

Громкая история со сменой руководства в Театре им. Гоголя, с одной стороны, еще раз подтвердила принципиальность и решительность нынешнего руководства столичного департамента культуры, а с другой стороны, снова доказало необходимость единых правил, выработки давно востребованной процедуры открытого конкурса творческих программ.

Театр Гоголя. Перезагрузка >>

В этом смысле характерен случай с театром "Новая опера", в котором на смену директору и одному из основателей театра Сергею Лысенко пришел Дмитрий Сибирцев — как раз в результате открытого конкурса.

Аренд-реставрация

Мечта о старинном особняке в центре города для людей со средствами скоро может стать реальностью: отреставрировав "объект культурного наследия", тот, кто это сделает, сможет взять его в льготную аренду на 49 лет и платить по рублю за квадратный метр.

Сначала это была инициатива столичных властей, которые таким образом решили сэкономить городские средства на дорогостоящей реконструкции и реставрации сильно обветшавших зданий. По утвержденной процедуре, их выставляют на аукцион, а затем инвестор в течение максимум пяти лет восстанавливает здание по согласованию с Москомнаследием, платит за него аренду согласно установленной в ходе торгов и только потом получает право на льготы. Пока что желающих пойти на связанные с этим риски — например, в ходе работ могут выявиться дополнительные существенные затраты — больше, чем особняков.

Инвесторам уже отошло порядка десятка строений — в частности, прославившийся фильмом "12 стульев" так называемый дом с кариатидами в Потаповском переулке, где по сюжету проживала Эллочка Людоедка, а также городская усадьба Морозовых конца XVIII — начало XIX веков.

Подобную схему планируется внедрить и на федеральном уровне — соответствующий проект постановления разработан Минкультуры.

А ну-ка, бабушки!

Одним из главных достижений России в 2012 году стало второе место на "Евровидении", завоеванное удмуртским коллективом "Бурановские бабушки". Одно то, что старушки, много лет занимавшиеся самодеятельностью в крошечном селе Бураново, в ночь на 8 марта обошли в национальном российском отборе звездный дуэт первого и единственного российского победителя "Евровидения" Димы Билана и экс-участницы группы t.A.T.u. Юли Волковой, стало для нашей страны событием. Но и дальше сюрприз шел за сюрпризом.

Обожание, с которым встретили "Бурановских бабушек" на "Евровидении", удостаиваются немногие профессиональные шоумены. Весь Азербайджан, где в этом году проходил конкурс, и все без исключения журналисты, собравшиеся на "Евровидение" из разных уголков Земли, были очарованы "Бабушками". Особенно полюбилась всем short granny, как прозвали самую старшую из участниц коллектива, маленькую Наталью Яковлевну Пугачеву. А припев песни Party For Everybody, которую написал для бабушек Виктор Дробыш, поклонники конкурса выучили наизусть еще до того, как российские конкурсантки вышли на сцену первого полуфинала "Евровидения". То и дело у прохожего на набережной или в старом городе Баку из мобильника доносилось "Come on and dance! Boom! Boom!".

Посмотрите фотоленту: Шведская эйфория и удмуртский задор: победители "Евровидения-2012" >>

Никто не сомневался, что "Бабушки" с легкостью пройдут в финал, но когда за час до решающей битвы по букмекерским ставкам Россия начала наступать на пятки возглавляющей рейтинг победителей Швеции — ее представляла певица Лорин с песней Euphoria — все были готовы к серьезной схватке. В том числе и сами бабушки, жутко боявшиеся подвести Россию. Правда, финальная битва закончилась, так толком и не начавшись — во время голосования шведка быстро ушла в отрыв, оставив "Бурановским бабушкам" серебро.

В итоге этот результат для россиянок оказался идеальным — доверие страны они оправдали, а в мировое турне победителей "Евровидения" отправляться не пришлось. Все-таки возраст у участниц ансамбля уже солидный — менеджмент и так переживал, что бабушки переутомятся, — так что даже страшно представить их в постоянных переездах и перелетах, прописанных в годовом договоре о гастролях фаворитов конкурса. А посмотреть мир им все равно удастся — предложений из разных стран у участниц уйма, но бабушки сами смогут регулировать свой график.

Посмотрите фотоленту: Возвращение "Бурановских бабушек" в Москву >>

Главным же своим достижением "Барановские бабушки" считают то, что наконец-то началось строительство церкви в их родном селе — ради этого они и ввязались во всю историю с "Евровидением". Их даже наградили орденом Михаила Архангела за вклад в развитие Русской православной церкви на церемонии установки креста в основание фундамента храма Святой Троицы в Бураново. Дополнительный праздник "День бабушки", учрежденный президентом Удмуртии Александром Волковым в честь бурановских участниц "Евровидения", тоже дело хорошее. Осталось только дождаться президента России Владимира Путина, который так проникся успехом очаровательных старушек, что даже пообещал съездить к ним в гости, но пока так и не добрался.

Punks not bad

Участницы никому доселе неизвестной панк-группы Pussy Riot стали настоящими мировыми знаменитостями, благодаря поддержке, которую звезды первой величины оказали девушкам-феминисткам после того, как тех арестовали, а потом приговорили к двум годам колонии общего режима за устроенный ими в феврале "панк-молебен" у алтаря храма Христа Спасителя в Москве. Видеоролик с выступлением был выложен в интернет и незамедлительно вызвал большой общественный резонанс.

Буквально сразу после ареста Надежды Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерины Самуцевич в их защиту стали высказываться деятели культуры, и на протяжении всех пяти месяцев, пока девушки сидели в СИЗО и ожидали приговора, раздавались требования освободить и оправдать их.

Первыми письмо с призывом прекратить уголовное преследование участниц Pussy Riot подписали около двухсот российских деятелей культуры, среди которых оказались как ожидаемые, так и совсем нежданные фигуры: режиссеры Алексей Герман, Марк Захаров, Эльдар Рязанов и Федор Бондарчук, актеры Чулпан Хаматова, Олег Басилашвили, Евгений Миронов и Лия Ахеджакова, писатели Григорий Чхартишвили, Михаил Жванецкий, Дмитрий Быков и Виктор Шендерович, музыканты Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Андрей Макаревич и многие-многие другие.

А потом за девушек вступились зарубежные звезды — по большей части музыканты. Первой ласточкой оказалась культовая американская группа Faith No More, музыканты которой во время своего концерта в Москве сначала пригласили на сцену девушек в балаклавах, как у Pussy Riot, а затем в таких же масках сами исполнили один из самых известных своих хитов We Care a Lot.

Заявления и акции звезд за и против Pussy Riot >>

Следом потянулись и другие музыканты, приезжавшие на гастроли в Россию: группы Franz Ferdinand и Red Hot Chili Peppers, британский певец Стинг и американская певица Мадонна. Последняя на концерте в Москве сначала обратилась к поклонникам с пламенной речью в защиту трех арестованных, а потом исполнила легендарную композицию Human Nature в балаклаве и надписью Pussy Riot на обнаженной спине. Чуть позже на официальном сайте Мадонны появились майки с изображением девушки с гитарой и в балаклаве.

Внушительный список зарубежных деятелей культуры, вступившихся за арестованных девушек из Pussy Riot, пополнили и те, кто в Россию не приезжал. Знаменитый финский джазмен Ииро Рантала в знак протеста вообще отменил свое выступление в Москве. Кроме того, тогда еще подсудимых поддержали музыканты Пол Маккартни, Питер Гэбриэл, Патти Смит, Бьорк, Энни Леннокс, Билли Брэгг, Нина Хаген, Йоко Оно, Марк Алмонд, экс-фронтмен культовой группы Sex Pistols Джон Лайдон, известный также как Джонни Роттен, основатель группы Van der Graaf Generator Питер Хэммилл, режиссер Терри Гиллиам, актеры Денни де Вито и Элайджа Вуд, известный британский комик и писатель Стивен Фрай и многие другие.

Несмотря на такую мощную поддержку, девушек осудили — молодые матери Толоконникова и Алехина находятся в колониях, а Самуцевич дали условный срок. После приговора Pussy Riot были объявлены лауреатами премии "Сделано в России", организованной журналом "Сноб", в номинации "Арт-проект". Также группа была награждена премией мира, учрежденной Йоко Оно в память о супруге Джоне Ленноне, номинировалась на "Премию Кандинского", но не попала в лонг-лист, вошла в шорт-лист премии "За свободу мысли" имени Андрея Сахарова и в список самых влиятельных людей в искусстве по версии журнала ArtReview.

Целый "Гараж" толерантности

В начале этого года Центр современной культуры "Гараж" основанный в 2008 году Дарьей Жуковой, переехал из Бахметьевского автобусного гаража на улице Образцова в московский Парк им. Горького, чтобы освободить место для Еврейского музея и Центра толерантности. Ничего неожиданного в этом решении не было, так как о том, что подругу Романа Абрамовича Дарью Жукову пустили в этот архитектурный шедевр Константина Мельникова и Владимира Шухова временно, было известно с самого начала.

Основные задачи, которые озвучили организаторы "Гаража" — знакомство России с достижениями современного искусства и культуры, поднятие престижа отечественной современной культуры и поддержка молодого поколения российских художников, во многом были выполнены на старой площадке. За три года в "Гараже" прошло около 40 выставок, а открытие в октябре на новом месте выставкой "Временная архитектура Парка Горького: от Мельникова до Бана" временного павильона из бумаги стало одним из ярких событий уходящего года.

И все же именно создание Еврейского музея и Центра толерантности по проекту известного музейного дизайнера Ральфа Аппельбаума, который открылся в ноябре, стало самым значительным событием в столичном арт-пространстве 2012 года.

В открытии приняли участие президент Израиля Шимон Перес, министр иностранных дел России Сергей Ларов, главный раввин России Берл Лазар, Наина Ельцина, Иосиф Кобзон и другие.

С идеей создания музея выступила Федерация еврейских общин России, которой здание было передано в 2001 году: деньги собирали всем миром, даже Владимир Путин целиком перевел одну свою зарплату, в итоге удалось собрать 50 миллионов долларов.

Сегодня музей — не только самый большой в мире еврейский музей, но и крупнейшая в Европе крытая выставочная площадка — ее общая площадь составляет 17 тысяч квадратных метров.

Музеи и центры толерантности в мире >>

Компания Ralph Appelbaum Associates разработала концепцию музея, аналогов которого в России пока не было: посетитель в нем перестает быть зрителем, и активно включается в исследовательский процесс при помощи новейших технологий. Подобные по своей структуре музеи не редкость на Западе, но для нашей страны создание такой площадки — настоящий прорыв.

Музей условно разделен на 12 павильонов. При входе — 4D-кинотеатр, где посетители смогут посмотреть десятиминутный фильм "Начало": от сотворения мира до исхода евреев из Египта. Дальше вереница залов с артефактами, среди которых танк Т-34 и самолет По-2 в натуральную величину, документы, фотографии, письма, повествующие о жизни евреев в России, начиная с конца XIX века до настоящего времени.

По словам Аппельбаума, концепция музея подразумевает рассказ не только об истории евреев, но и дает возможность совершить путешествие по истории России. Основу экспозиции составляют свидетельства людей со всего мира — это почти 13 часов уникальных видеоматериалов, созданных специально для музея.

Ап, и деньги просить перестали!

Два года назад Минкультуры совместно с Росгосцирком разработали концепцию развития циркового искусства до 2020 года. В апреле этого года ее утвердило правительство РФ. Основной тезис концепции — выход на самоокупаемость. Задача не из легких, учитывая, что многие цирки страны находятся в плачевном состоянии. Устарело все — от зданий до менеджмента. Мало зарабатывающие социально-незащищенные артисты потеряли интерес к творчеству и годами выступают со старыми номерами, перекочевывая из одной программы в другую. Поэтому министерство начало преобразования в цирковой отрасли с кадров, а главным критерием их отбора сделало умение зарабатывать деньги.

Гендиректором Российской государственной цирковой компании по итогу открытых выборов (их транслировали онлайн на сайте министерства) стала Фаина Халилова. Наведя порядок в Тюменском цирке (начинала там бухгалтером, потом стала гендиректором), она сначала перебралась в столицу на должность гендиректора цирка на Вернадского и за год работы увеличила его прибыльность в три раза. С Росгосцирком, в ведении которого находятся почти все цирки России, конечно, будет сложнее, но Халилова своей амбициозной программой убедила конкурсную комиссию в том, что ей по плечу вывести дотационную компанию на самоокупаемость.

Вскоре за конкурсом на пост руководителя Росгосцирка последовал конкурс на должность гендиректора цирка на Вернадского. Из трех претендентов комиссия, состоящая из чиновников Минкультуры и цирковых деятелей, выбрала известного дрессировщика 36-летнего Эдгарда Запашного. Разумеется, не за умение укрощать тигров и львов, а за то, что "Цирк братьев Запашных", соруководителем которого является Эдгард, на сегодняшний день — самый успешный российский коллектив, умеющий зарабатывать и грамотно вкладывать заработанное в интересные творческие проекты. На счету Запашных пять масштабных музыкально-цирковых спектаклей, которые ежегодно собирали полные "Лужники".

Эдгард заверил, что не намерен превращать Большой московский государственный цирк в частное заведение, хоть и назначил на пост зама свою маму Татьяну Запашную (директора коллектива "Цирк братьев Запашных"), а своему брату Аскольду предложил место худрука. Новый директор предупредил, что откровенным трутням и "мертвым душам" — тем, кто числится в штате, но на манеж годами не выходит, работая "на корпоративах и в столичных кабаках", — грозят скорые увольнения. Неприятным сюрпризом для Запашного стало ужасающее, практически аварийное состояние здания самого большого в России цирка. Так что в ближайших планах — ремонт.

Звездная карта Москвы

В этом году в гастрольной афише России превалировали дамы: самыми долгожданными гостями стали поп-дивы Мадонна, Леди Гага и Дженнифер Лопес — каждая привезла с собой тонны декораций и устроила эффектные шоу. Гагу и Джей Ло ждали, похоже, даже больше — девушки впервые доехали с концертами до нашей страны. Что касается Джей Ло, то она в Москве дала даже два концерта, что оказалось огромным подарком для ее многочисленных столичных поклонников, которые уже видели ее выступление в рамках премии "Муз-ТВ" несколько лет назад, но полноценного сольника дождались лишь в этом году.

Мадонна выступила в России хоть и не впервые, но со своим скандальным шоу в поддержку альбома MDNA. И питерский, и московский концерты певицы у нас тоже наделали много шума и даже повлекли за собой судебный иск. В северной столице певица открыто выступила против петербургского закона о запрете пропаганды гомосексуализма, который, по мнению звезды, ущемляет права гей-сообщества. А в Москве она поддержала девушек из панк-группы Pussy Riot.

Посмотрите фотоленту: Мадонна и ее веселые барабанщики на сцене "Олимпийского" >>

После концерта Мадонны в Петербурге общественники направили в суд иски о возмещении морального вреда к организаторам концерта и певице, посчитав себя оскорбленными ее выступлением в поддержку секс-меньшинств. Однако суд оставил без удовлетворения все девять исков на общую сумму 333 миллиона рублей. Кроме того, суд постановил взыскать с истцов судебные издержки ответчиков — организаторов концерта певицы.

Теперь депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, один из авторов закона о запрете пропаганды однополой любви, подал в городскую прокуратуру заявление в отношении Леди Гаги, в выступлении которой он усмотрел пропаганду гомосексуализма среди детей, неправомерное использовании флага РФ и клевету в адрес России. Леди Гага не отстала от старшей коллеги: она тоже заступалась за гомосексуалистов на обоих концертах — и в Петербурге, и в Москве.

Леди Гага в Москве: пришельцы, матрешки и маленькие монстры >>

За женскую сборную гастролеров выступила и американская певица и автор песен Регина Спектор, которая спустя более 20 лет после эмиграции из России вернулась на родину с единственным концертом, покорив москвичей своим талантом, очарованием и знанием русского языка.

Дважды в этом году приезжала в Россию американская рок-группа Garbage во главе с неподражаемой вокалисткой Ширли Мэнсон. Сначала группа выступила в Москве в рамках первого за семь лет мирового турне и в поддержку нового альбома Not Your Kind of People, а осенью вернулась уже с целым туром, куда вошли шесть городов.

Посмотреть фотоленту: Garbage в Москве: кумиры 90-х семь лет спустя >>

Нельзя не отметить и первый приезд в Россию легендарной австралийской группы Dead Can Dance. Ее основатели Лайза Джеррард и Брендан Перри воссоединились после долгого перерыва, чтобы записать первый за 16 лет альбом Anastasis. Этот концерт, наполненный чарующими глоссолалиями Джеррард и волшебной музыкой Перри, можно назвать если не самым сильным в московской афише этого года, то точно — одним из сильнейших.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала