Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
В основной день экономического форума в Санкт-Петербурге президент Владимир Путин представил свою программу оживления экономики. Похоже, линия сторонников принципа "хватит кормить Запад" победила. Неактуальны, по крайней мере, на данный момент, и предложения подтолкнуть экономический рост за счет снижения ставок ЦБ по инструментам рефинансирования. То есть фактически новой денежной эмиссии. Если обобщить, то суть представленных Путиным предложений сводится к задействованию внутренних ресурсов. С одной стороны — за счет использования уже накопленных государством средств, с другой — благодаря оптимизации процессов. Но все по порядку.
Строй дороги
Как ускорить тормозящие экономические процессы? Конечно, добавить топлива, то есть денег. Откуда их взять на фоне падающих инвестиций и цен на нефть?
Таким образом, уверяют экономисты, через кредитные организации дополнительно напечатанные деньги польются в реальный сектор. Подобный способ использовали многие страны, в том числе и США, и ЕС. Но для в России этот процесс имеет дополнительные риски. Главный — инфляция.
В первый день экономического форума оппоненты из экономического и монетарного (а финансисты выступают против снижения ставок) блоков продолжили обмениваться репликами по этому поводу. Но, как показало выступление президента, дискуссия уже утратила актуальность. По крайней мере, на ближайшее время.Деньги на развитие поступят из Фонда национального благосостояния (ФНБ), в котором, по данным на 1 июня этого года, накоплено почти 2,8 трлн. рублей.
Вопрос об использовании средств ФНБ обсуждается уже давно. Но если раньше говорилось о 100-200 млрд. рублей на некие проекты, то в пятницу Путин раскрыл карты.
На три инфраструктурных проекта будет выделено 450 млрд. рублей. Причем сами проекты уже отобраны. Это железнодорожная магистраль Москва – Казань, центральная кольцевая автомобильная дорога, которая фактически будет заново проложена по территории Московской области и по районам Новой Москвы, и Транссибирская магистраль, которая нуждается в модернизации.
Высокоскоростная магистраль Москва ‑ Казань >>
Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) >>
Конечно, даже 450 млрд. рублей недостаточно для реализации этих планов, но государственные инвестиции — лишь стартовый капитал, отметил президент. И грош им будет цена, если инициативу властей не поддержит бизнес. Вложением средств, естественно.
Фактически мы снова услышали призывы к развитию государственно-частного партнерства (ГЧП), формы, которая пока в России не прижилась. Пожалуй, одним из редких примеров является строительство скоростной автомагистрали Москва-Санкт-Петербург. Насколько удачным примером — вопрос отдельный.
Формула "если не знаешь, как выйти из кризиса, строй дороги" не нова. И когда-то успешно была использована президентом США Франклином Рузвельтом, которому пришлось выводить страну из Великой Депрессии.
Государство решает сразу несколько проблем — создание необходимой инфраструктуры и повышение занятости. Причем именно последняя задача является приоритетной.
Между прочим, в России сейчас один из самых низких уровней безработицы, если сравнивать с развивающимися и развитыми странами. И есть опасение, что использовать на строительстве дорог будут отнюдь не россиян. Но, как говорится, посмотрим.
В любом случае, точки над i поставлены. Вместо того чтобы вкладывать средства из госзаначек в государственные бумаги зарубежных стран, будем инвестировать их в километры собственных дорог.
На этом с момента появления Стабфонда настаивали новые экономисты, которые пытались убедить власти "перестать кормить Запад". Как пообещал Путин в пятницу, в инфраструктурные проекты будет вложено до половины средств фонда благосостояния, то есть речь может идти о 1,4 трлн рублей.
Но не только ФНБ, как заявил Путин, станет донором для экономики. В ближайшее время, заметил президент, будет создана система гарантирования пенсионных накоплений на основе Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Это позволит снять ограничения на инвестирование накоплений в долгосрочные проекты.
Но, как уже было отмечено, денежных вливаний со стороны государства недостаточно. Долгосрочные инвестиции притекают в страны с предсказуемой, то есть стабильной, экономической ситуацией. В частности, до сих пор в России достаточно высокая, а главное, непредсказуемая инфляция. Именно этот индикатор Путин считает одним из важнейших в плане экономической стабильности.
Монополиям ограничат аппетиты
Теперь к монополиям применят довольно жесткий механизм. Начиная с 2014-го и далее на протяжении пяти лет повышение регулируемых тарифов естественных монополий будет ограничено уровнем инфляции прошедшего периода. Грубо говоря, если в 2013-м цены вырастут, например, на 7%, то поднимать тарифы выше этого показателя гиганты не смогут.
Возможно, ошибаюсь, но в стране уже достаточно механизмов и ведомств для их применения, начиная от Федеральной антимонопольной службы, которая может отслеживать повышение стоимости услуги, пропущенной через цепь посредников, заканчивая правоохранительными органами. То есть, пора уже применять то, что есть.
Впрочем, население тоже может поучаствовать в контроле за монополиями. Мнение потребителей Путин предложил учитывать — создать при службе по тарифам, при монополиях и региональных энергетических комиссиях советы потребителей.
Выпавшие сверхдоходы монополий президент порекомендовал компенсировать за счет снижения издержек. Думается, что у гигантов рынка в этом смысле есть большие резервы. Но вряд ли в ближайшие годы шутка "Уральских пельменей" "в Газпроме кризис — у его руководства закончились мечты" потеряет свою остроту и свежесть.
Предпринимателям объявят амнистию
Одним из условий привлечения инвестиций Путин назвал деловой климат, который надо улучшать.
Именно площадку экономического форума президент выбрал для того, чтобы сделать громкое заявление. Он поддержал проект амнистии по экономическим преступлениям — после доработки деловым сообществом и депутатами.
Около месяца назад на встрече с представителями бизнеса Путин счел проект сырым и попросил поправить. Что конкретно доработали, президент не упомянул. Возможно, месяц назад он просто взял паузу, чтобы сделать громкое заявление именно на экономическом форуме, где присутствует много иностранных бизнесменов и чиновников.
Во-вторых, амнистия затронет тех, кто осужден впервые, возместил или согласен возместить нанесенный ущерб и убытки потерпевшим. Как считает Титов, на свободу могут выйти около 10 тыс. предпринимателей. Всего же по экономическим статьям осуждено сейчас 13,6 тыс. человек.
Безусловно, значительно продвинуться в вопросе улучшения делового климата амнистия не поможет. Поскольку от нашей страны иностранных инвесторов отпугивают в большей степени коррупция и непредсказуемость маятника политического курса. Да и предпринимательскую активность российских граждан душат именно эти факторы. Но в целом, власти, поддержав амнистию, показали, что готовы идти на компромисс.
Данные СМИ подтверждаются?
Был в выступлении президента и намек на одну из кадровых интриг последнего времени. Так, в начале речи он сказал, что никаких изменений в экономической политике не будет, независимо от кадровых перестановок в Центральном банке и в экономических блоках администрации президента и правительства.
Что касается ЦБ, то тут все ясно — с понедельника Эльвира Набиуллина поменяет роль помощника президента на пост главы Центробанка. А что за перестановки в правительстве? Может быть, не лишены основания сообщения ряда СМИ о том, что министр экономики Андрей Белоусов заменит Набиуллину в Кремле, а в его кресло сядет первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев?
Кстати, эту версию косвенно подтверждает и очевидная провокация главы Сбербанка Германа Грефа, который в первый день работы форума на сессии Сбербанка иронично представил главных спикеров. Как он выразился, собрался уникальный состав министров экономики разного времени — бывшие, действующие и "тот, которого вот-вот назначат", как писали некоторые СМИ.
На сцене в тот момент присутствовали бывшие главы Минэко Герман Греф и Эльвира Набиуллина, действующий — Андрей Белоусов. И Алексей Улюкаев.
Достоверна информация о грядущем назначении последнего или нет, но министру экономики, в любом случае, одной головной болью меньше, раз до половины ФНБ решили пустить на поддержку темпов роста.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции