Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) — масштабный проект развития инфраструктуры Московской области. Строительство ЦКАД является одним из ключевых элементов федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы в России".
Основные социальные и экономические задачи проекта: разгрузка дорожной сети города Москвы и Московской области от движения большегрузного и транзитного транспорта; рационализация структуры грузораспределения; создание автодорожной составляющей международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Московской области, формирование условий комплексного развития инфраструктуры и территории Московской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской областей и Москвы на основе мультипликативного эффекта от строительства ЦКАД, снижение себестоимости перевозок и уровня транспортных издержек для грузоотправителей.
ЦКАД — платная трасса (за исключением 5-го пускового комплекса и участка №5 2-го пускового комплекса). Трасса будет строиться и эксплуатироваться на принципах государственно-частного партнерства.
Основные субъекты реализации проекта — правительство России, правительство Московской области, частные инвесторы.
Согласно планам правительства, 65% средств на финансирование проекта предоставит Инвестиционный фонд РФ, 10% — бюджет Московской области, 25% запланировано привлечь из бизнес-источников.
Впервые необходимость строительства ЦКАД была зафиксирована постановлением правительства Московской области от 30 декабря 2003 года. В 2005 году были зарезервированы земельные участки в зоне строительства и реконструкции ЦКАД и создано Открытое акционерное общество "Центральная кольцевая автомобильная дорога". 100% акций компании принадлежат Московской области.
В декабре 2007 года правительственной комиссией была одобрена концепция реализации проекта строительства ЦКАД, одобрено выделение денежных средств из Инвестиционного фонда РФ в размере 8,9 миллиарда рублей на разработку проектной документации.
Трасса пройдет по территории Подмосковья в 50 километрах от МКАД. Протяженность дороги составит 521 километр; запланировано 34 развязки, 278 мостов, путепроводов, эстакад. Количество полос — 4-8, расчетная скорость движения — 80-140 километров в час.
Магистраль разбита на пять пусковых комплексов:
1. В районе Малого Московского кольца от трассы М-4 "Дон" до трассы М-1 "Беларусь" в районе Большого Московского кольца;
2. В районе Большого Московского кольца от трассы М-1 "Беларусь" до скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург;
3. В районе Малого Московского кольца от скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург до трассы М-7 "Волга";
4. В районе Малого Московского кольца от трассы М-7 "Волга" до трассы М-4 "Дон";
5. В районе Малого Московского кольца от трассы М-3 "Украина" до скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург.
Протяженность первого участка — 113,45 километра, второго участка — 117,86 километра, третьего — 104,65 километра, четвертого — 95,7 километра, пятого — 89,97 километра.
Значение ЦКАД как ключевого элемента логистической системы московского региона обусловливает строительство крупнейших многофункциональных транспортно-логистических центров. Многофункциональные транспортно-логистические центры вблизи ЦКАД располагаются в узлах транспортной сети на пересечении магистральных путей сообщения.
Размещение объектов логистики увязано с размещением объектов дорожного сервиса. Инфраструктура объектов дорожного сервиса ЦКАД включает: 32 автозаправочные станции с минимаркетами и фастфуд-кафе, 18 станций технического обслуживания для легкового и грузового автомобильного транспорта, 18 мотелей, 22 кафе-ресторана в составе 30 многофункциональных автозаправочных комплексов.
Предполагается, что в этой зоне будет создано около 200 тысяч рабочих мест.
Реализацию проекта планируется завершить к 2025 году.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников