Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
55 лет назад сошел на воду ледокол "Ленин" — первый в мире атомный надводный корабль. "Ленин" стал головным в особом классе отечественных судов, проводящих свою жизнь среди арктических льдов, на сложных трассах Северного морского пути.
Первый в своем роде
3 декабря 1957 года погода в Ленинграде стояла не самая "ледокольная": моросил холодный дождь, перемежавшийся налетающими зарядами мокрого снега. Верфи судостроительного завода имени Андре Марти (пройдут считанные дни, и он вернет себе историческое имя "Адмиралтейский завод") спускали на воду ледокол "Ленин" — первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).
В этой привычной с детства формулировке тоже кроется подвох времен борьбы двух систем. Игорь Курчатов в декабре 1946 года тоже запустил "первый в Европе атомный реактор" — потому что первый реактор как таковой был уже запущен в США. Первый же корабль с атомной силовой установкой тоже сделали в США. Это была подводная лодка "Наутилус".
Советский Союз, сделав ставку на создание атомного ледокола, решил сразу две задачи: отработал применение реакторов на надводном флоте и ввел в строй корабль, потребность в котором для арктической навигации было совершенно невозможно переоценить.
Атомный ледокол в среднем может работать на трассах по 6-8 месяцев без перерыва, а при наличии особых задач и до 12-14 месяцев. Дизель-электрическое судно и близко не способно подойти к таким показателям по автономности, критичным для суровых условий Арктики.
Хлопотный головной
Первенцам обычно не везет, а уж атомным первенцам советского флота не везло постоянно. Первая атомная подлодка К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627 "Кит" была одним из самых "грязных" с точки зрения радиационного фона кораблей своего времени. Ее "товарка" К-8 и вовсе получила на флоте мрачную кличку "Хиросима": две тяжелые радиационные аварии и гибель в Бискайском заливе. Первый советский атомный ракетоносец К-19 попал в целую череду радиационных инцидентов, история одного из которых даже была экранизирована в Голливуде.
Ледокол "Ленин" исключением из этого неприятного правила не стал. В феврале 1965 года во время ремонтных работ в реакторе номер 2 упал уровень воды, что вызвало обнажение активной зоны. Результатом стало повреждение почти 60 процентов тепловыделяющих сборок реактора.
В 1967 году на корабле обнаружилась течь в трубопроводах третьего контура. После этого было решено заменить всю паропроизводящую установку, а вместо трех реакторов ОК-150 на ледокол установили два ОК-900. Вырезанный отсек со старой установкой затопили в заливе Цивольки на Новой Земле.
Ледокол, тем не менее, проработал еще свыше 20 лет и был выведен из состава "Атомфлота" только в 1989 году, и то, как сообщалось, скорее под давлением перестроечной радиофобии, вызванной чернобыльской катастрофой, чем по реальным инженерным соображениям. Сейчас "Ленин" — корабль-музей, стоит на вечном приколе в Мурманске.
Отработанное топливо с "Ленина" буквально до недавнего времени хранилось на плавучей технической базе "Лепсе", туда же складировали топливо, выгруженное из реакторов ледоколов "Сибирь" и "Арктика", всего в количестве 639 сборок. Кроме того, на судне складировались твердые и жидкие радиоактивные отходы.
Только в сентябре 2012 года "Лепсе", не выходившую в море с 1984 года, отбуксировали на судоремонтный завод "Нерпа", где с нее будет выгружено отработанное топливо и отходы, а сам корабль утилизирован.
Русский тип ледокола
Атомный ледокол — особая, специальная категория судов. Можно сказать, чисто русская: все атомные ледоколы в мире строил Советский Союз или его правопреемница Россия.
(Исключение составляли только "Вайгач" и "Таймыр", которые строились на финских верфях "Вяртсиля", но, во-первых, создавались они все равно по заказу Москвы, а во-вторых, оснащение ЯЭУ проводилось уже на ленинградском Балтийском заводе.)
Этому есть простое географическое объяснение. Даже если оставить в стороне интересы научных экспедиций в приполярной зоне (а отечественные ледоколы сделали очень много для их успеха), Россия в силу начертания морских границ больше, чем кто бы то ни было, заинтересована в наличии мощного ледокольного флота с ЯЭУ.
Ритмично функционирующую сухопутную дорогу из европейской части страны к Тихому океану Российская империя создала к рубежу XIX и XX века — это Транссиб. Однако у страны оставался и второй путь на Дальний Восток — водный, по Северному морскому пути (СМП).
Именно эта дорога до сих пор не раскрыла своего потенциала, а после 1991 года утратила и то, что демонстрировала в лучших навигациях советского времени. Между тем, крупный и современный атомный ледокольный флот позволил бы сделать СМП реально действующей грузовой магистралью между Европой и Азией (а не припадочным сезонным ручейком "северного завоза").
Старые ледоколы советской постройки постепенно выводятся из состава "Атомфлота". Так, в 2008 году остановлена эксплуатация ледокола "Арктика". Однако развитие СМП требует новых кораблей.
Буквально месяц назад на Балтийском заводе началась резка металла для строительства нового универсального ледокола проекта 22220 (ЛК-60Я) с ЯЭУ. Так называемый "двухосадочный" корабль способен заменить ледоколы сразу двух типов: мелкосидящие "Таймыр" с "Вайгачом", предназначенные для работы в устьях сибирских рек, и трассовые ледоколы типа "Арктика".
Стоимость корабля составит около 37 млрд рублей, а выход корабля "на работу" состоится ближе к концу 2018 года. Корабли этого типа планируется построить в количестве четырех единиц, после чего ввести в состав и более тяжелые атомные ледоколы-лидеры типа ЛК-110Я.
Декларируется готовность этими силами организовать круглогодичную навигацию по СМП, но реалистичность такой заявки позволит оценить только практика ввода в строй и эксплуатации новых кораблей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции