Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Атомный "Ленин", первый ледокол особо русского типа

3 декабря 1957 года погода в Ленинграде стояла не самая "ледокольная": моросил холодный дождь, перемежавшийся налетающими зарядами мокрого снега. Верфи судостроительного завода имени Андре Марти спускали на воду ледокол "Ленин"...

 

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

55 лет назад сошел на воду ледокол "Ленин" — первый в мире атомный надводный корабль. "Ленин" стал головным в особом классе отечественных судов, проводящих свою жизнь среди арктических льдов, на сложных трассах Северного морского пути.

Первый в своем роде

3 декабря 1957 года погода в Ленинграде стояла не самая "ледокольная": моросил холодный дождь, перемежавшийся налетающими зарядами мокрого снега. Верфи судостроительного завода имени Андре Марти (пройдут считанные дни, и он вернет себе историческое имя "Адмиралтейский завод") спускали на воду ледокол "Ленин" — первое в мире надводное судно с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).

© Фото : из архива музея ОАО «Адмиралтейские верфи»Строительство атомного ледокола «Ленин»
Строительство атомного ледокола «Ленин»

В этой привычной с детства формулировке тоже кроется подвох времен борьбы двух систем. Игорь Курчатов в декабре 1946 года тоже запустил "первый в Европе атомный реактор" — потому что первый реактор как таковой был уже запущен в США. Первый же корабль с атомной силовой установкой тоже сделали в США. Это была подводная лодка "Наутилус".

Советский Союз, сделав ставку на создание атомного ледокола, решил сразу две задачи: отработал применение реакторов на надводном флоте и ввел в строй корабль, потребность в котором для арктической навигации было совершенно невозможно переоценить. 

Атомный ледокол в среднем может работать на трассах по 6-8 месяцев без перерыва, а при наличии особых задач и до 12-14 месяцев. Дизель-электрическое судно и близко не способно подойти к таким показателям по автономности, критичным для суровых условий Арктики.

Хлопотный головной

Первенцам обычно не везет, а уж атомным первенцам советского флота не везло постоянно. Первая атомная подлодка К-3 "Ленинский комсомол" проекта 627 "Кит" была одним из самых "грязных" с точки зрения радиационного фона кораблей своего времени. Ее "товарка" К-8 и вовсе получила на флоте мрачную кличку "Хиросима": две тяжелые радиационные аварии и гибель в Бискайском заливе. Первый советский атомный ракетоносец К-19 попал в целую череду радиационных инцидентов, история одного из которых даже была экранизирована в Голливуде.

© Фото : из архива музея ОАО «Адмиралтейские верфи»Атомный ледокол «Ленин»
Атомный ледокол «Ленин»

Ледокол "Ленин" исключением из этого неприятного правила не стал. В феврале 1965 года во время ремонтных работ в реакторе номер 2 упал уровень воды, что вызвало обнажение активной зоны. Результатом стало повреждение почти 60 процентов тепловыделяющих сборок реактора.

В 1967 году на корабле обнаружилась течь в трубопроводах третьего контура. После этого было решено заменить всю паропроизводящую установку, а вместо трех реакторов ОК-150 на ледокол установили два ОК-900. Вырезанный отсек со старой установкой затопили в заливе Цивольки на Новой Земле.

Ледокол, тем не менее, проработал еще свыше 20 лет и был выведен из состава "Атомфлота" только в 1989 году, и то, как сообщалось, скорее под давлением перестроечной радиофобии, вызванной чернобыльской катастрофой, чем по реальным инженерным соображениям. Сейчас "Ленин" — корабль-музей, стоит на вечном приколе в Мурманске.

Отработанное топливо с "Ленина" буквально до недавнего времени хранилось на плавучей технической базе "Лепсе", туда же складировали топливо, выгруженное из реакторов ледоколов "Сибирь" и "Арктика", всего в количестве 639 сборок. Кроме того, на судне складировались твердые и жидкие радиоактивные отходы. 

Только в сентябре 2012 года "Лепсе", не выходившую в море с 1984 года, отбуксировали на судоремонтный завод "Нерпа", где с нее будет выгружено отработанное топливо и отходы, а сам корабль утилизирован.

Русский тип ледокола

Атомный ледокол — особая, специальная категория судов. Можно сказать, чисто русская: все атомные ледоколы в мире строил Советский Союз или его правопреемница Россия.

© Фото : из архива музея ОАО «Адмиралтейские верфи»Строительство атомного ледокола «Ленин»
Строительство атомного ледокола «Ленин»

(Исключение составляли только "Вайгач" и "Таймыр", которые строились на финских верфях "Вяртсиля", но, во-первых, создавались они все равно по заказу Москвы, а во-вторых, оснащение ЯЭУ проводилось уже на ленинградском Балтийском заводе.)

Этому есть простое географическое объяснение. Даже если оставить в стороне интересы научных экспедиций в приполярной зоне (а отечественные ледоколы сделали очень много для их успеха), Россия в силу начертания морских границ больше, чем кто бы то ни было, заинтересована в наличии мощного ледокольного флота с ЯЭУ.

Ритмично функционирующую сухопутную дорогу из европейской части страны к Тихому океану Российская империя создала к рубежу XIX и XX века — это Транссиб. Однако у страны оставался и второй путь на Дальний Восток — водный, по Северному морскому пути (СМП). 

Именно эта дорога до сих пор не раскрыла своего потенциала, а после 1991 года утратила и то, что демонстрировала в лучших навигациях советского времени. Между тем, крупный и современный атомный ледокольный флот позволил бы сделать СМП реально действующей грузовой магистралью между Европой и Азией (а не припадочным сезонным ручейком "северного завоза").

Старые ледоколы советской постройки постепенно выводятся из состава "Атомфлота". Так, в 2008 году остановлена эксплуатация ледокола "Арктика". Однако развитие СМП требует новых кораблей.

Буквально месяц назад на Балтийском заводе началась резка металла для строительства нового универсального ледокола проекта 22220 (ЛК-60Я) с ЯЭУ. Так называемый "двухосадочный" корабль способен заменить ледоколы сразу двух типов: мелкосидящие "Таймыр" с "Вайгачом", предназначенные для работы в устьях сибирских рек, и трассовые ледоколы типа "Арктика". 

Стоимость корабля составит около 37 млрд рублей, а выход корабля "на работу" состоится ближе к концу 2018 года. Корабли этого типа планируется построить в количестве четырех единиц, после чего ввести в состав и более тяжелые атомные ледоколы-лидеры типа ЛК-110Я. 

Декларируется готовность этими силами организовать круглогодичную навигацию по СМП, но реалистичность такой заявки позволит оценить только практика ввода в строй и эксплуатации новых кораблей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Рекомендуем
Танкер для транспортировки сжиженного природного газа на терминале загрузки газового завода в Каррате, Австралия
В Австралии лопнул "газовый пузырь", и это лишь начало. Что грозит России
Никита Исаев
Кардиологи прокомментировали смерть политика Никиты Исаева
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала