Рейтинг@Mail.ru
ОСК отстояла ракетоносцы "Борей" перед лицом президента Путина - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ОСК отстояла ракетоносцы "Борей" перед лицом президента Путина

© Фото : Предоставлено пресс-службой «Севмаш»"Юрий Долгорукий" - АПЛ проекта "Борей"
Юрий Долгорукий - АПЛ проекта Борей
Читать ria.ru в
Дзен
Российские военные разместили-таки заказ на пять новых подлодок-ракетоносцев проекта 955 "Борей-А". Заключению контрактов предшествовали долгие выматывающие переговоры, а финал их состоялся в присутствии президента Путина: механизмы рабочего согласования гособоронзаказа по-прежнему барахлят.

Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.

Российские военные разместили-таки заказ на пять новых подлодок-ракетоносцев проекта 955 "Борей-А", причем им явно пришлось подвинуться в требованиях в пользу исполнителя, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

Заключению контрактов предшествовали долгие выматывающие переговоры, а финал их состоялся в присутствии президента Путина: механизмы рабочего согласования гособоронзаказа по-прежнему барахлят.

Настоящим высочайше утверждается

Российский флот законтрактовал себе серию стратегических атомных ракетоносцев. Согласование ценовых параметров сделки шло уже очень давно, и в конечном итоге вышло на уровень Владимира Путина.

В результате было подписано сразу три контракта. Один – на строительство головного ракетоносца, второй – сразу на серию из четырех таких же и еще третий (на разработку усовершенствованного проекта, по которому и будут строиться все пять субмарин).

Правда, несмотря на объявленное под президентским взором утверждение, битва за цену лодок не только не окончена, а наоборот – законсервирована до лучших времен. "Мы договорились о том, что в 2015 году мы вернемся к цене. Если у промышленности будут какие-то существенные расходы, которые они смогут нам предъявить для расчетов, мы их можем принять, то есть пересчитать", – сообщил прессе министр обороны Анатолий Сердюков после совещания.

Железо атомной войны

Предмет контракта – пять атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения измененного проекта 955 (ранее в прессе иногда мелькало обозначение 955У) "Борей-А". Насколько можно судить по открыто публиковавшимся сведениям, это серьезно измененный вариант в сравнении с исходным 955-м проектом.

Напомним, что в данный момент построено уже два корабля по проекту 955 "Борей": фактически закончивший испытания К-535 "Юрий Долгорукий" и впервые вышедший на них осенью 2011 года К-550 "Александр Невский".

Третий ракетоносец ("Владимир Мономах") строится. Всего по Государственной программе вооружений до 2020 года (ГПВ-2020) на сегодня планируется построить восемь лодок проекта 955 (ранее сообщалось о десяти). Таким образом, заключенным контрактом эта серия стратегических ракетоносцев на ближайшие годы закрывается.

По головному кораблю новой серии (предполагаемое, но официально не подтвержденное имя – "Святитель Николай") данных о закладке не имелось, однако никто не делает секрета из того, что по его корпусу на верфи создан довольно солидный производственный задел.

По словам гендиректора "Севмаша" Андрея Дьячкова, произнесенным в минувшем декабре, официальная закладка четвертого корабля в семействе состоится в течение 2012 года – по-видимому, после официальной контрактации, которая и состоялась ныне. В этом же году планируется заложить пятый и шестой корпуса.

Новые лодки будут обладать определенными изменениями в составе бортового оборудования (в частности, гидроакустического), а также получат главное новшество: увеличение ракетного отсека. Три первых крейсера несли на себе по 16 шахт для ракет Р-30 "Булава" – начиная же с "Николая", пойдет серия из пяти корпусов, на которых будет предусмотрено, по некоторым сведениям, 20 шахт.

Состав изменений "Бореев-А" в сравнении с исходным проектом можно оценить хотя бы по цене контракта на их разработку: 39 миллиардов рублей или более полутора стоимостей серийного ракетоносца. Для сравнения: измененный проект многоцелевых лодок 885М "Ясень-М" в прошлом году обошелся казне в 19 миллиардов рублей (примерно 40% от контрактной цены субмарины).

Не исключено, впрочем, что под этот контракт подверстаны какие-то прочие целевые траты, уже де-факто осуществленные разработчиком, но не заложенные в стоимость серийных кораблей. Такая практика довольно распространена, особенно сейчас, когда при заключении договоров на серийную постройку военной техники производитель зачастую требует возместить ему хотя бы часть расходов на НИОКР по разработке и доводке головного образца.

Равно как в традициях отечественного судостроения – маскировать в общей сумме контрактов на серийные субмарины постройку разного рода опытовых и специальных подводных судов.

Тактическая победа корабелов

Обстоятельства переговоров о заключении этого контракта столь же скандальны, сколь и нетипичны для сложившейся в 2011–2012 годах практики размещения гособоронзаказа.

Начать стоит хотя бы с того, что перед нами очень интересный прецедент. Если судить по информации, просочившейся в прессу, контракты заключены на условиях ОСК. Им предшествовала попытка руководства МО снять с заявленной цены некий дисконт (по разным данным до 30%). Это вызвало резкое сопротивление руководства ОСК.

Роман Троценко и в прошлом году до упора воевал с военными, требовавшими скостить те же самые 30% с ценника, выставленного на лодки проекта 885 "Ясень", аргументируя это тем, что в своей заявке просил всего лишь 6% рентабельности, а в минус работать не станет. В итоге судостроители выбили себе какие-никакие сносные условия, правда, их часть ГОЗ-2011 была размещена только в ноябре того же года, а для решения вопроса потребовалось вмешательство такого тяжеловеса, как Игорь Сечин.

В этот раз ситуация повторилась. ОСК, насколько можно судить по открытой информации, добивалась подтверждения общей стоимости пяти лодок в пределах 130 миллиардов рублей. Руководство МО отметало такой подход с порога, сходу срезая с заявки десятки миллиардов рублей. Ситуация зашла в тупик.

Вице-премьер Рогозин, который курирует исполнение ГОЗа и которому по должности положено разруливать на площадке Военно-промышленной комиссии конфликты генералов МО и капитанов "оборонки", в этой истории выступил не вполне отчетливо.
Развязать узел, плотно стянутый "перетягиванием каната" между двумя профессиональными упрямцами Сердюковым и Троценко, он не сумел.

Фактически Рогозин в лучшем случае лишь присутствовал при ползучей эскалации вопроса до уровня высшего политического руководства, притом не непосредственного (в лице премьера Дмитрия Медведева), а сразу до финальной инстанции – стола Владимира Путина.

В итоге ОСК, насколько можно судить, добилась для себя хоть и минимально, но комфортных условий исполнения заказа (124 миллиарда рублей – как и планировалось по показателям ГПВ-2020), да к тому же захватила стратегически важный плацдарм в виде оговорки о соглашении на дополнительные расходы после 2015 года.

Проблемы закончились? Проблемы начинаются!

На этом, однако, самое интересное только начинается. Во-первых, есть очень большие вопросы к производственной части. Не секрет, что на первые лодки проекта 955 в изрядных количествах шли секции из ранее созданных заделов по недостроенным с советских времен субмаринам проекта 971. А по ряду сведений, и с выведенных из состава флота и разобранных на металл (как минимум, в части обечаек прочного корпуса).

Это позволило-таки строить корабли относительно в срок и относительно недорого (хотя бы в части усилий, т.к. корпусные секции – не самая дорогостоящая часть атомного ракетоносца). Однако где брать задел на новые серии? Придется восстанавливать нужный объем производства специальных судовых сталей, ранее делавшихся в Запорожье. Сколько это поглотит денег (и главное, времени) – пока не ясно.

Вторая проблема гораздо более масштабна, и непосредственно ОСК она не касается. Перед нами очередной триумф "ручного управления", притом весьма высокопоставленного, да еще и на фоне продолжающегося заедания механизмов согласования параметров гособоронзаказа.

Появление в декабре 2011 года во главе оборонного комплекса и Военно-промышленной комиссии правительства активного государственника Дмитрия Рогозина пока не привело к сколько-нибудь заметным сдвигам в части формирования ритмично функционирующих процедур согласования интересов промышленности и военных.

Налицо уже наблюдавшаяся в прошлом году неистовая битва Минобороны за себестоимость, которая в целом ряде случаев оказывается успешной: исполнители ГОЗа "падают по цене", лишь бы заключить контракт. Как это отразится на качестве и сроках исполнения работ, по-видимому, никто пока думать не хочет. Равно как и в какие реальные дополнительные расходы встанет исполнение отжатого досуха контракта.

ОСК же взбунтовалась и уперлась. В результате диалога не вышло: пришлось идти на суд Владимира Путина. Есть опасность того, что наиболее крупные сделки ГПВ-2020, заключаемые с монопольными оборонными монстрами типа ОСК, будут и впредь сопровождаться на основании эксклюзивных частных решений, не имеющих отношения к общим, единым для всех процедурам оборонного контрактования.

"Ручное управление", безусловно, позволяет тактически решить множество частных проблем, но при этом создает проблему стратегическую. Правда, видна она лишь на горизонте долгосрочного прогноза. Но о какой долгосрочности в оборонке сейчас может идти речь, если даже тезис о "допсоглашении после 2015 года" четко воспринимается в рамках известного анекдота про Ходжу Насреддина, ишака и падишаха?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала