Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
До боли знакомые трудности с размещением гособоронзаказа с новой силой проявились и в 2012 году. На совещании в Нижнем Тагиле Владимир Путин обратил внимание Минобороны и Военно-промышленной комиссии на то, что на дворе май месяц, а ГОЗ-2012 до сих пор не размещен.
На текущий момент ситуация находится на уровне графиков прошлого года, которые тогда признавались катастрофическими. Вместе с тем наладить устойчивое администрирование военных расходов будет очень трудно, если не отказаться от "ручного управления" оборонной отраслью.
Май на дворе, а трети ГОЗа как не было
В былое время советский народ бился за урожай, а последние два года по весне в стране начинается другая битва – за государственный оборонный заказ (ГОЗ). Точнее, для начала – хотя бы за попытку разместить его к исполнению.
"Минобороны и предприятия ОПК в установленные сроки вновь не уложились. В целом более трети гособоронзаказа до сих пор не размещено. В ближайшее время жду от Минобороны и военно-промышленной комиссии доклад на данную тему", – сказал Путин на совещании по вопросу "О новых требованиях к российскому ОПК".
Второй год работы Государственной программы вооружений на период до 2020 года (ГПВ-2020), по которой военное ведомство должно закупить себе продукции военного назначения и опытно-конструкторских работ на сумму около 20 трлн рублей, пока что не приносит прорывов в части администрирования оборонно-промышленного комплекса – несмотря на то, что за это время в отрасли сменилось несколько "проштрафившихся" директоров и целый вице-премьер: вместо Сергея Иванова "оборонку" получил под свою руку Дмитрий Рогозин.
Время бежит по кругу?
Читая такие новости, порой начинаешь чувствовать себя героем совершенно типического мифа – с его замкнутым в кольцо временем и бесконечно повторяющимися сюжетами. Анализировать работу государственных структур порой вообще очень сложно, но при этом нет ничего хуже долгой памяти. Она просто мешает уверенно чувствовать равновесие.
В стране, безусловно, полгода шло спасение отечества путем выборов парламента и президента, что в силу некоторых особенностей формы и содержания электорального процесса вносило нервозность в повседневную работу правительственных структур.
Однако обещания разместить весь ГОЗ-2012 до конца календарного 2011 года припомнить не очень трудно.
И вроде бы притирка, настройка административных процедур, отвечающих за своевременное согласование ценовых параметров продукции военного назначения и сроков ее поставки, шли весь год полным ходом – а с нуля, как вам скажет любой экономист, расти одно удовольствие. И каков же прирост темпов размещения ГОЗа?
А он едва заметен. Напомним, что год назад, по состоянию на середину мая 2011 года, Минобороны сумело разместить лишь около 60% запланированного годового объема контрактов ГПВ-2020.
Тогда провисло 40% ГОЗа-2011, и их потом пытались дожать чуть ли не до декабря, а сама история с военными закупками не сходила с уст высоких федеральных чиновников, грозивших разнообразными карами промышленникам и военным. Сейчас, по признанию Владимира Путина, точно так же висят более 33% ГОЗа-2012 – и, судя по информационному фону, это вообще перестало кого-либо волновать.
Притом что картинка "хвостов" подозрительно напоминает прошлый год. Дольше всех, до первого снега, тогда дрались со Знаменкой судостроители Романа Троценко, не желавшие резать на директивные министерские 30 процентов ценник, выставленный ими за атомные лодки. В этом году нужно размещать контракт на стратегические ракетоносцы проекта 955 "Борей", носители "Булавы" – и, по доносящимся их окрестностей процесса заявлениям, процесс идет столь же туго.
Цена поддержки
Треть гособоронзаказа еще не размещена, но есть в отечественной оборонке отдельные участки, на которых все отлично. В одном из таких мест Владимир Путин, собственно, и комментировал ситуацию: в Нижнем Тагиле.
По словам Путина, корпорация "Уралвагонзавод" получит довольно интересный контракт на модернизацию 360 танков российской армии за 19 млрд рублей в виде 100% предоплаты. (Стандартная предоплата оборонного заказа до недавнего времени составляла 30%, но времена-то меняются.)
Чем примечателен этот контракт? В первую очередь, удельными ценовыми параметрами. Предыдущий контракт на 170 боевых машин обошелся государству в 6 млрд рублей, то есть примерно по 35 млн за машину. Этот контракт породил длинный шлейф слегка отличающихся модификаций, которые обычно скопом принято называть "Т-72БА", хотя в состав этого модернизационного пакета постоянно вносятся изменения.
Но новый контракт – это просто пиршество какой-то несусветной щедрости: на машину приходится без малого 53 млн рублей. За такие средства, безусловно, российская армия должна получить по-настоящему комплексную модернизацию с установкой современного оборудования.
Если только за этими деньгами в той или иной мере не стоит уже звучавший в предвыборных обещаниях Владимира Путина тезис об "обоснованном" включении расходов на модернизацию производства в структуру цены продукции военного назначения.
Впрочем, расходы на эту самую модернизацию для "Уралвагонзавода" составят еще 6,2 млрд рублей только в ближайшие три года (более миллиарда – уже в этом году). Всего же инвестиционная программа корпорации до 2020 года превысит 100 млрд рублей, из них 67 млрд холдинг получит из федерального бюджета.
Конвейер исключений
В общем, цена адресной поддержки оборонной промышленности довольно высока. Смогут ли ее выплачивать и далее? – вот вопрос, который лежит в основе будущего этой поддержки.
Но если вспомнить "вечное возвращение" разлаженного администрирования, то такие меры вызывают только озабоченность. В оборонной промышленности нарастают процедуры "ручного управления", которые как на конвейере генерируют исключения и делают как бы не нужными правила, общие для всех.
В принципе, так можно отстроить худо-бедно работоспособные монополии (по сложившейся практике – государственные), но совершенно нельзя создать сбалансированную отрасль. А главное – вереница исключений ломает незыблемость протоколов взаимодействия федеральных структур с военной промышленностью.
Правила одинаковы для всех, но будет очень трудно добиться отлаженного делового процесса, если с отраслью оперируют не правилами, а системой разношерстных исключений. Люди приходят и уходят, а работающая промышленность остается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции