Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
slide

"Севмаш": строить усовершенствованные АПЛ "Борей-А" начнут с 2012 года

Генеральный директор «Севмаша» и  Центрального конструкторского бюро морской техники ЦКБ МТ «Рубин» Андрей Дьячков
Подробностями подписания документов на строительство АПЛ на верфи "Севмаш", а также перспективами заключения будущих контрактов поделился со специальным корреспондентом РИА Новости Сергеем Сафроновым генеральный директор "Севмаша" и Центрального конструкторского бюро морской техники ЦКБ МТ "Рубин" Андрей Дьячков.

Все контракты по Гособоронзаказу на 2011 год после долгих споров и торгов наконец-то заключены. Последние документы были подписаны 9 ноября, и они касались заказов на строительство атомных подводных лодок на северодвинской верфи "Севмаш". Подробностями подписания этих документов, а также перспективами заключения будущих контрактов в рамках Гособоронзака-2012 года поделился со специальным корреспондентом РИА Новости Сергеем Сафроновым генеральный директор "Севмаша" и Центрального конструкторского бюро морской техники ЦКБ МТ "Рубин" Андрей Дьячков.

 - Андрей Аркадьевич, эпопея с заключением контракта по Гособоронзаказу на 2011 год завершена. Какие документы были подписаны?

- По "Севмашу" был подписан контракт на строительство модернизированной атомной подводной лодки проекта "Ясень-М". Это головная лодка, которая находится в стадии строительства. После длительных переговоров с Минобороны мы определили ее стоимость, которая одинаково устраивает и Минобороны и предприятие.

С 2014 года ГОЗ может составить до 70 процентов загрузки предприятия. Это очень серьезная загрузка.

- Почему так затянулось подписание данного контракта?

- Минобороны, находясь в стадии реорганизации, в этом году изменило свои подходы к ценообразованию на военную продукцию. Если говорить откровенно, то мы оказались к этому не готовы. Фактически проблема свелась к отработке методологии при формировании цены на такие сложные объекты, как атомные подводные лодки и надводные военные корабли с длительным циклом изготовления.

Практически все время, с весны этого года и до сентября, заняло именно схождение позиций по методологии расчета цен на эти объекты. В конце августа - начале сентября мы пришли к общему пониманию, каким образом и по какой методологии мы проводим расчеты. Потребовалось еще полтора - два месяца на анализ представленных материалов. В результате и появилась цена, которая зафиксирована в контракте. Вот путь, который мы прошли в этом году.

На мой взгляд, этот путь был неизбежен, потому что времена меняются, требования экономические меняются и естественно Минобороны меняет свои подходы к тем расходам денежных средств, которые оно получает от государства. Для нас это понятно, для нас это означает, что необходимо более эффективно управлять собственным производством, необходимо искать пути снижения затрат производства.

Мы безусловно и раньше занимались этим вопросом - над повышением производительности труда, снижение затрат, внутренних потерь. Теперь мы понимаем, что этим заниматься надо более интенсивно. И такая задача стоит перед всеми предприятиями Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

- По Севмашу подписан контракт на головной "Ясень"... Какие еще контракты были подписаны? Ведь их было семь.

- По "Рубину" подписан контракт на создание модернизированного "Борея" - "Борея-А".

АПЛ «Юрий Долгорукий»

ОСК подписало контракт на создание серии АПЛ "Ясень-М". Контракт будет вести ОСК, Севмаш будет выступать в роли субподрядчика. Это серия из 5 кораблей.

Таким образом, "Севмаш" получил полную загрузку вплоть до 2020 года, и вопросов по загрузке предприятия не будет за исключением, может быть, начала будущего года в связи с тем, что работы по этим серийным кораблям только разворачиваются. Но с ОСК мы проговорили меры по обеспечению загрузки предприятия в 2012 - начале 2013 годов.

Исходя из этого, как одно из предложений, прорабатывается вариант передачи с "Адмиралтейских верфей" на "Севмаш" строительства двух дизельных подводных лодок проекта 636 для российского Военно-морского флота.

То есть стоит вопрос выравнивания загрузки предприятий. "Адмиралтейские верфи" на сегодняшний день получили некоторый перегруз по размещенным заказам, "Севмаш" имеет некоторый недозагруз. Соответственно две лодки выравнивают положение на обоих предприятиях.

Это решение пока принято на уровне ОСК, идет подготовка контрактных материалов для того, чтобы вынести это решение на утверждение заказчика. Делается такая передача заказов впервые, поэтому здесь есть безусловно юридические вопросы, которые необходимо увязать в трехсторонних переговорах - ОСК, предприятие "Севмаш", заказчик (Минобороны).

- Когда можно ожидать подписание контракта на серийное строительство лодок проекта 955 "Борей"?

- Эти контракты должны быть заключены в 2012 году. На сегодня ведется подготовка расчета цены и предоставление материалов министерству обороны. Предконтрактная подготовка ведется с начала сентября. Мы рассчитываем в первом квартале будущего года подписать контракты и получить финансирование на начало строительства серийных кораблей.

- В этом году новых закладок не будет?

- В этом году закладок новых не будет. В следующем году будет закладывать головную подводную лодку проекта "Борей-А", то есть усовершенствованный "Борей". Это будет четвертая лодка этого проекта. Названия пока нет. "Святитель Николай" - это пока не официальное название корабля.

- Это будет серия из четырех кораблей?

- О количестве кораблей в серии уверенно можно будет говорить после заключения контракта.

Фактически строительство четвертого "Борея", головного корабля в серии "Бореев-А", уже началось.

АПЛ «Юрий Долгорукий»

Ведь корабль закладывается на стапеле с уже 5-10 процентами технической готовности. На стапели у нас уже находятся до 80 процентов прочного корпуса корабля, а до конца года будут все 100 процентов. В начале следующего года состоится официальная церемония закладки корабля. Работы идут.

 Более того, уже начинаем подготовительные работы по пятому и шестому корпусам. Не дожидаясь заключения контракта. То есть идет подготовка производства. Технический проект корабля проекта "Борей-А" был защищен еще в 2010 году. И корпусные чертежи мы имеем в достаточно большом объеме.

В ГОЗ на 2011 год деньги на закладку пятого и шестого корпусов нет. В госпрограмме вооружения до 2020 года предусмотрено начало строительства в 2012 году.

На сегодняшний день до 70 процентов в цене лодки - деньги поставщиков. Не секрет, что ведут они себя по-разному. И здесь главное - снижение цены на поставляемую для нас продукцию. Как один из вариантов - это заключение контрактов через ОСК.

- Возможно ли, чтобы среди поставщиков были иностранные компании?

- На сегодня позиция Минобороны в этом вопросе изменилась. Если еще 5-6 лет назад нас жестко ориентировали на то, что все поставки должны быть только отечественного производства, и на это были нацелены ряд опытно-конструкторских работ, то сегодня Минобороны меняет свои позиции, начинает все чаще говорить, что оно готово иметь даже на борту стратегических подлодок оборудование иностранного производства.

Это вопрос очень сложный, и мы это прекрасно понимаем, так как сами работаем на экспорт. Известно, что тактико-технические характеристики (ТТХ) экспортной продукции отличаются от характеристик техники, поставляемой для ВМФ РФ.

Мы понимаем, что покупать радиоэлектронное вооружение - это нонсенс, а вот отдельные комплектующие можно. Сейчас может идти речь, например, о насосах, кондиционерах.

Но, с другой стороны, те же насосы у нас идут с жесткими требованиями по виброшумовым характеристикам. Для того, чтобы их приобрести на западе, нужно выставить поставщику условия, а это закрытые параметры.

Вот отделка каюты - это можно. Но более серьезные вещи - это достаточно сложно.

Для оснащения предприятия проблем с закупкой нет. Мы покупаем и чешские, и немецкие станки. Недавно купили немецкий кран, который стоит на набережной.

- Какова будет приблизительная рентабельность предприятия от выполнения контрактов?

- Контракты, безусловно, рентабельны. При заключении контрактов мы исходили из рентабельности 10-12 процентов. Но здесь нужно исходить из того, что мы находимся в условиях расчета цены, когда еще не завершена в полном объеме разработка рабочей документации. Ряд опытного оборудования еще находится в процессе изготовления. Минобороны на переговорах заявило, что оно не будет устанавливать планку по рентабельности. Такие условия нас устраивают.

- Какова ситуация с контрактом на модернизацию атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" (проект 1164 "Орлан")?

- Минобороны хотело заключить два контракта - и на НИОКР, и на ремонт с модернизаций одновременно. В процессе переговоров мы пришли к выводу, что без выбранного окончательного варианта модернизации продолжать работу на предприятии просто бессмысленно. Поэтому работы по ремонту и модернизации приостановлены. 

Заключен контракт с Северным ПКБ на разработку сокращенного технического проекта. ПКБ должно определиться, по какому пути будет идти модернизация корабля.

- И все-таки на чем будет сделан акцент в ходе будущей модернизации корабля?

- Это будет очень мощное наращивание по вооружению, а именно по ракетному комплексу. Сегодня он вооружен крылатыми ракетами "Гранит", но "Гранит" уже снят с производства. И по мощности и дальности они никого не удовлетворяют. Поэтому там будет устанавливаться новое мощное ракетное вооружение (комплексы "Калибр" и "Оникс" - ред).

Энергетика меняться не будет. Как есть атомная энергетическая установка, так она и будет. Вилка в том, какое оружие будет устанавливаться.

До конца апреля работы по НИОКРам должны быть завершены. Потом начнутся работу по проекту ремонта и модернизации. В 2012 году на "Севмаше" по этому проекту работы проводиться не будут.

Но Минобороны согласилось оплачивать содержание корабля у причальной стенки завода.

Я подчеркиваю, что речь идет только о "Нахимове". "Ушаков" (корабль этой же серии "Адмирал Ушаков") находится на судоремонтном предприятии в Северодвинске "Звездочка", но, насколько я помню, он выведен из боевого состава флота.

- Когда начнется ремонт единственного находящегося в боевом строю флота авианосца "Адмирал Кузнецов"?

- Ремонт "Кузнецова" необходимо производить на "Севмаше". Однако пока в контрактах на 2012 года я не видел "Кузнецова" в ремонтных ведомостях.

- "Севмаш" в принципе в состоянии строить авианосцы с нуля?

- Да. "Севмаш" готов к строительству кораблей такого класса.

- В каком состоянии сейчас находится ремонт и модернизация авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" для ВМС Индии?

- Процент технической готовности корабля приближается к 90 процентам, в 2012 году он будет передан заказчику.

- Какова судьбы самых больших в мире подводных лодок проекта 941 типа "Акула" по классификации НАТО "Тайфун"?

- Две оставшиеся лодки этого проекта "Архангельск" и "Северсталь" находятся в акватории порта Северодвинска. По ним решение пока также не принято.

Мы с главкомом ВМФ РФ Владимиром Высоцким проговаривали судьбу "Дмитрия Донского", который был переделан под испытательные пуски ракеты "Булава".

На сегодня он завершил свою работу как испытательный полигон под "Булаву".

Мы договорились с Минобороны, что этот корабль будет базироваться в Беломорской военно-морской базе с задачей обеспечения проведения испытаний вновь строящихся лодок. Есть ряд задач, которые необходимо выполнять при испытаниях - работа "лодки по лодке". Эти работы и будет обеспечивать "Дмитрий Донской". Это проверка гидроакустической станции, проверка вооружений - в этом режиме нужна вторая лодка для испытаний. Ранее для этих целей, как правило, приходила лодка с Северного флота, отвлекаясь от боевого дежурства.

- Есть ли планы модернизации подлодок типа "Барс" проекта 971?

- Технический проект конструкторское бюро "Малахит" разработало в прошлом году и защитило. Это ремонт с модернизацией. Заложено финансирование этих работ. Будет выполнять "Звездочка".

- Когда будет передан флоту первый "Ясень", то есть многоцелевая подводная лодка "Северодвинск"?

- Сдача "Северодвинска" заказчику, то есть Минобороны, переходит на следующий год. Причины две.

Первое - качество комплектующих, которые мы получили от поставщиков. Это не системы боевого управления, с ними как раз все хорошо. В этом году мы выполнили первые бросковые испытания новейшей ракеты "Калибр". То есть мы начали работу по ракетному комплексу. Это другие комплектующие.

И второе связано с тем, что на этом корабле ракетные комплексы установлены без завершения государственных испытаний. То же самое, что мы имеем с "Булавой".

Сейчас корабль сделал два выхода. Мы проверили безопасность мореплавания - раз, готовность ракетных комплексов к проведению стрельб, два. И до конца года мы будем заниматься отработкой ракетного комплекса.

Фактически идут государственные испытания не корабля, а ракетного комплекса (комплексы "Калибр" и "Оникс" - ред).

После завершения этих испытаний и принятия госкомиссией корабль будет передан Военно-морскому флоту. На все это нужно 180 морских суток, то есть 6 месяцев в море. Конец 2012 - принятие на вооружение. То есть практически весь год корабль будет находиться в море и отрабатывать ракетное оружие и радиоэлектронное вооружение и собственные системы. Сам корабль, как носитель оружия, показал себя хорошо.

- Что предлагает "Севмаш" на экспорт в части военного кораблестроения?

- Скорее всего, в середине 2012 года состоится индийский тендер на дизельные подводные лодки, который, я надеюсь, нам удастся выиграть.

Мы предлагаем лодку сбалансированную, с большими боевыми возможностями. Речь идет о проекте "Амур-1650".

Лодка имеет на вооружение ракетный комплекс "Клаб". Под этот комплекс идет совместная российско-индийская разработка ракеты "Брамос". Мы предлагаем оснастить "Амур-1650", с которым мы выходим на этот тендер, такими пусковыми установками. Мы сделали проработку - они вполне вмещаются в вертикальном положении.

Но заказчик зациклен на воздухонезависимой энергетической установке (ВНЭУ). Это мировая фишка. Я не исключаю, что через несколько лет все про нее забудут, но сейчас на мировом рынке котируются лодки именно с такой установкой.

- В России ведутся такие разработки?

- "Рубин" ведет большую работу по созданию ВНЭУ. Мы практически завершаем испытания стендового образца. Мы подтвердили техническую возможность получения водорода прямо на борту лодки. Дальше идет электрохимический генератор. Эта схема позволяет не хранить водород на борту, как у немцев, а вырабатывать его на борту.

Она позволяет также использовать стандартное дизельное топливо, не требует сложного берегового обслуживания. При этом установка не имеет движущихся частей, то есть в плане акустики у нас большое преимущество.

В декабре этого года проект планируется показать делегации Индии.

- Минобороны финансирует вашу работу по созданию ВНЭУ?

- Сегодня ВМФ опытно-конструкторские работы по ВНЭУ не заказывает. Минобороны вообще в последнее время ОКРы не заказывает. Оно заказывает только готовые изделия. Эта разработка ведется только "Рубином".

Возможно, в будущем это будет федеральная целевая программа. Потому что дальше "Рубин" должен делать опытный образец - а это уже очень дорого, нужно эти работы проводить в сотрудничестве с кем-либо. Это очень большие деньги.

- На мировом рынке пользуется спросом оружие, которое стоит на вооружении страны-экспортера. "Амур-1650" - это экспортный вариант проекта лодки 677 "Лада", которой пока нет на вооружении российского ВМФ...

 - "Лада", то есть подводная лодка "Санкт-Петербург" находится в опытной эксплуатации флота. Пока она отрабатывает задачи в Балтийском море. Для завершения испытаний гидроакустического комплекса ей нужно попасть в северные моря на большие глубины. В этом году, к сожалению, такой переход завершить не удалось. Мы будем планировать с Минобороны переход на север на следующий год.

"Рубин" выполнил работы по доработке технического проекта по заданию Минобороны на основе "Лады" с учетом полученного опыта эксплуатации на испытаниях "Санкт-Петербурга".

- Именно поэтому ВМФ пока заказывает проверенные временем лодки типа "Варшавянка", то есть проект 636?

- Здесь по главу угла поставлены сроки и деньги. Эти лодки можно строить дешево и быстро. Но надо учитывать, что это не тот проект 636, который идет на экспорт. Этот модернизированный корабль.

Интервью

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.