Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

Криминальное чтиво в Театре Наций

Театральные премьеры сезона 2010-2011 (101)
Самая свежая, последняя премьера — спектакль Киллер Джо по пьесе современного американского драматурга Трейси Леттса, титулованного и в США, и в Европе самыми престижными премиями.
Театр Наций, возглавляемый Евгением Мироновым, ждет не дождется открытия своего здания после ремонта, а пока продолжает работать на чужих площадках. Самая свежая премьера — спектакль "Киллер Джо" по пьесе современного американского драматурга Трейси Леттса.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера" - специально для РИА Новости.

Театр Наций, возглавляемый Евгением Мироновым, ждет не дождется открытия своего здания после ремонта (бывший театр Корша), которое будет готово в следующем сезоне, а пока театр продолжает работать на чужих площадках и даже выпускать новые спектакли.
Самая свежая, последняя премьера — спектакль "Киллер Джо" по пьесе современного американского драматурга Трейси Леттса, титулованного и в США, и в Европе самыми престижными премиями. Режиссером снова приглашен болгарин Явор Гырдев, который в прошлом сезоне успешно поставил в Театре наций пьесу "Метод Гренхольма" (также современного драматурга, только испанского — Жорди Гальсерана).

Сцена из спектакля "Киллер Джо" в Театре Наций

Для Гырдева, университеты которого проходили сразу и в театре, и тиши кабинетов, где постигалась философская мудрость (у него два образования), пьеса — способ осмыслять устройство современного мира, который он разглядывает «с разных концов»: с точки зрения власти, сильных мира сего, и с точки зрения жертв.

Социум по Гырдеву — сеть капканов, ловко расставленных, и рано или поздно ловушка захлопнется для того, кто принимает такое устройство за правило, за порядок.

На этот раз театр вглядывается в сплоченное большинство обыкновенной человеческой среды. Затрапезный городок в Техасе (у спектакля есть ироничный подзаголовок "Техас слезам не верит"), где сын Крис с отцом Анселем Смитом равнодушно заказывают местному полицейскому, а также по совместительству киллеру Джо, прикончить мать Криса и бывшую жену Анселя. Зачем? А затем, что ее страховка, якобы завещанная дочери Дотти, живущей с отцом, покроет их мелкие долги и откроет путь к безбедной жизни. В обсуждении перспективного плана задействована вся семейка: и мачеха Шарла Смит, и дочь Дотти, словно речь идет не о реальном заказном убийстве, а о съемках телесериала, в котором произойдет убийство. Дух криминального чтива витает над этой пьесой, а, судя по годам создания — пьеса написана в 1991 году, а фильм Тарантино снят на три года позже — несомненно влияние американского драматурга.

По сути, на сцене разыгрывается черная кинокомедия.

Гырдев вместе с художником, приглашенным также из Болгарии, Николой Торомановым, упаковывает сцену в узкую стальную коробку. В самом начале спектакля один борт коробки отваливается и нам открывается жилище Смитов, то ли вагончик на городской окраине, то ли стальная халупа. Справа от зрителя комната Дотти, где главная деталь - американский флаг. Слева — закуток мужа и жены, Шарлы и Анселя. Размером чуть больше рефрижератора. В гостиной телевизор, упомянутый холодильник, из которого достают все время банки с пивом, на мой вкус, достают слишком часто и просто, поскольку не превращают распитие в театральный прием, выуживают бытово, вытаскивают одинаково, одинаково откупоривают. Хоть бы раз банка вылетела из рук и вдарила кого-нибудь по кумполу, и т.п. и т.д.

Черная комедия предполагает щедрый каскад трюков, на которые спектакль, увы, пока не щедр. Вообще играют скорее по школе Малого, спектаклю не хватает прививки другой техники — гротеска, эксцентрики.

Сцена из спектакля "Киллер Джо" в Театре Наций

Паузы, которыми перенасыщен спектакль, кажется, призваны усилить иронию, поскольку используются как знак чеховского театра, только диалоги в Техасе идут не про любовь, не про то, что жизнь прошла мимо, а про то, кто и сколько получит от страховки, когда мамаша будет убита.

Особо прострелена паузами роль Джо Купера в исполнении Виталия Хаева, актера, который как раз умеет менять психологические регистры на эксцентрические. Однако пока на премьерном показе он увлекся психологией образа, а не гротесковой мотивацией поступков своего героя, киллера-полисмена в ковбойской шляпе. Понятно, к чему ведет свою роль актер: Джо, взявший «в залог» Дотти, пока семья Смитов не расплатится с ним, влюбляется в молодую девушку. Запросто селится в ее комнатке. Заодно становится и главой семейства.
Короче, киллер играет в правильного американца.

Прекрасна сцена, отдающая какой-то дикой, мрачной поэзией, когда Джо делает из Дотти модель своего представления о прекрасном. Здесь смешано все: и извращение, отдающие педофилией, и агрессия патриотизма, и восхищение молодостью, и клише, позаимствованные то ли с экрана телевизора, то ли со спортивного стадиона, когда венчают победителей.

Он ставит как куклу Дотти в центр комнаты Смитов. Дает ей в руки детскую игрушку. Накидывает на ее плечи американский флаг. Берет электрический фонарь и фен, одновременно подсвечивая и создавая эффект ветра, развевающего длинные волосы своей заложницы. Ковбой в поэтическом ударе. Вот он — секс-идеал американской мечты. В постель с девственницей.

Между тем именно Дотти перестреляет всех в финале. В этом ангеле проснется зверь неожиданно для нее самой. Уложит пулей папашу, мачеху, братца и направит револьвер в сердце самого Джо.
"У меня будет ребенок", - заявляет внезапно девушка.
Выстрелит или нет?

Тут театр дает занавес.

Незадачливый брат Крис (Александр Новин) пока образ нерешенный. Актер не играет героя черной комедии, где ритм и пластика важнее души, а играет положительного юношу, который оступился, но после одумался. Это клише, позаимствованное из советской драматургии, совершенно не применимо к такой роли. Перед нами внешне атлет с щедрыми наколками по телу, а на деле розовский герой в Техасе, с муками совести, задолжавший деньги мафии, а потому решивший замочить мамочку, чтобы с лихвой покрыть траты. Любовь к сестре, которая-де становится оправданием характера — ошибочная трактовка. Важнее то, что каждый из них не знает истины о самом себе, что в каждом совершенно определенно сидит зверь, и кающийся Крис тут не исключение, а один из всех.

Сцена из спектакля "Киллер Джо" в Театре Наций

Больше других уловили дух этой мрачной эксцентрики про людей актрисы Юлия Пересильд и Елена Морозова, дочь и мачеха. Первая остается ангелом от первой до последней сцены, и лишь в финале – достали! - начнет расстреливать всех вокруг: и брата, и папу, и мачеху.

Актриса мужественно подчинится такой абсурдисткой образности и нигде ни разу не оступится по ходу спектакля.

Шарла Елены Морозовой — ее антипод: оторва, любовница всего мужского населения городка, безжалостная и циничная техасская пародия на леди Макбет. Актриса найдет и соответствующую остроумную пластику, и срифмует бесстыдство своей героини с игрой в крайние, противоположные состояния без каких либо переходов — от агрессии к страху, от равнодушной лени к крысиной суете корыстной стервы. Точно уловил характер своего персонажа и Андрей Фомин (Ансель Смит), который сыграл маску рогоносца-мужа, простака и подельника по убийству первой жены.

Пока постановка не сфокусирована в актерской игре, но есть шанс, что работа встанет на ноги. Тем более стоит пойти на этот спектакль, когда он будет, как говорят в театре, наигран на зрителе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.