МОСКВА, 10 мая - РИА Новости. Индонезийские спасатели обнаружили в четверг обломки российского самолета Sukhoi SuperJet-100, исчезнувшего накануне с экранов радаров во время выполнения демонстрационного полета недалеко от Джакарты.
Этот самолет стал первой российской разработкой в сфере гражданской авиации за последние 20 лет. Он впервые совершал зарубежное турне - по шести странам Азии. Лайнер врезался в гору Салак в нескольких десятках километров от Джакарты. По уточненным данным, на борту находились 45 человек: восемь россиян (сотрудники корпорации "Гражданские самолеты Сухого" - разработчика судна), представители иностранных авиакомпаний - возможных покупателей самолета, а также журналисты.
Члены экипажа самолета Sukhoi Superjet-100 >>
Индонезийские спасатели пока не прибыли к месту катастрофы. Они продолжат восхождение на гору утром в пятницу, когда рассветет.
Пропал при снижении
По словам представителя авиационной службы контроля воздушного пространства Индонезии, связь с самолетом была потеряна, когда он находился в районе горы Салак. Незадолго до этого SSJ-100 запросил разрешение на снижение с высоты 10 тысяч футов (около 3 километров) до 6 тысяч (около 1,8 километра). Разрешение он получил и стал поворачивать направо и снижаться. По данным местных СМИ, полет проходил в условиях низкой облачности.
Версия о столкновении с горой появилась у индонезийских властей сразу, но не исключалась и возможность захвата судна.
С момента исчезновения самолета до его обнаружения прошло более 12 часов - плохая погода мешала пилотам индонезийских вертолетов обнаружить воздушное судно. Они сообщали, что над районом, где была потеряна связь с SuperJet-100, низкая облачность, которая не позволяет рассмотреть что-либо на земле.
Поиски осложнялись и тем, что никаких аварийных сигналов от самолета с момента его исчезновения с экранов радаров получено не было. Накануне представитель авиационной службы контроля воздушного пространства Индонезии сообщил РИА Новости, что аварийный маяк международной системы КОСПАС-SARSAT не отвечает ни на одной частоте - с борта не поступали сигналы от датчиков приводнения, столкновения с возвышенностью и на аварийной частоте.
В четверг с вертолета все же удалось обнаружить обломки самолета в труднодоступной местности склона горы на высоте 1,5 тысячи метров - в расчетной точке поиска.
На фотоснимке, который представили журналистам, не было крупных фрагментов, что лишило всякой надежды на обнаружение спасшихся. Как видно на фото, самолету не хватило всего несколько десятков метров, чтобы перелететь гору.
Около 15.00 мск четверга работы в районе авиакатастрофы были прекращены по двум причинам: сложнейший рельеф и наступление темноты. Днем с вертолетов были видны выгоревшая область от 70 до 100 метров в диаметре, а также небольшие обломки.
Расследование и версии
Эксперты склоняются к мнению, что причиной катастрофы Sukhoi Superjet-100 стал человеческий фактор, сообщил и.о. вице-премьера РФ Дмитрий Рогозин, курирующий ОПК. В то же время он отметил, что "все, что будет связано с попыткой выдвигать какие-то версии этой катастрофы, этой трагедии, это будет чистая спекуляция", в том числе и с его стороны.
"Летчики высокого мнения об этой машине. Это (катастрофа) все печально и трагично, но тем не менее хочу сказать, что сама по себе машина, я уверен, имеет большое будущее. Она перспективна, конкурентоспособна", - сказал и.о. вице-премьера.
Он добавил, что окончательные выводы будут сделаны по итогам расследования катастрофы.
Президент Владимир Путин поручил представителям России принять самое активное участие в расследовании катастрофы. В свою очередь премьер-министр Дмитрий Медведев создал комиссию по расследованию крушения Sukhoi SuperJet-100. Ее возглавил замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь, а в состав вошли представители МИД и "Объединенной авиастроительной корпорации", в которую входит ГСС.
Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по факту авиакатастрофы - по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта). СК прорабатывает вопрос о направлении в Джакарту следователей ГСУ СК России и криминалистов главного управления криминалистики, которые смогут присутствовать при следственных действиях, проводимых правоохранительными органами Индонезии.
В ходе расследования уголовного дела следователи будут выяснять причины авиакатастрофы, а также устанавливать виновных лиц, в том числе и юридических, к которым в дальнейшем в интересах родственников погибших, признанных потерпевшими, могут быть заявлены иски о возмещении вреда.
В рамках уголовного дела следователи проверят процедуру подготовки экипажа к полету, а также техническое состояние самого воздушного судна перед отправкой из России. Кроме того, будет допрошен технический персонал, готовивший воздушное судно к полету, и представители компании "Гражданские самолеты Сухого", имевшие отношение к созданию самолета и подготовке его к эксплуатации.
Российский МИД сообщил, что в связи с инцидентом посольство России в Джакарте создало кризисный штаб, который в круглосуточном режиме отслеживает развитие ситуации, тесно взаимодействует с индонезийскими властями.
"Оказывается помощь находящимся в Индонезии представителям ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" и российских ведомств. Посольство готово обеспечить необходимое консульское содействие родственникам погибших россиян", - говорится в сообщении внешнеполитического ведомства.
Перспективы
Катастрофа Sukhoi SuperJet 100 во время показательного полета не скажется негативно на действующих твердых заказах производителя, считают российские эксперты, опрошенные агентством "Прайм".
Это уже подтвердили "Аэрофлот" и "Армавиа", являющиеся основными эксплуатантами самолетов данного типа. В свою очередь международное рейтинговое агентство Fitch сообщило, что крушение самолета может негативно сказаться на объеме заказов на этот лайнер, однако не повлияет на рейтинг компании-производителя - "Гражданские самолеты Сухого".
Ближнемагистральный самолет Sukhoi Superjet 100, разработанный и произведенный ГСС, вмещает около 100 пассажиров. Дальность полета для базовой версии - чуть более 3 тысяч километров, для второй версии - более 4,5 тысячи километров. Первый полет он совершил 19 мая 2008 года. Программа по созданию семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet 100 в настоящее время является основным проектом компании. Семейство состоит из двух самолетов пассажировместимостью 75 и 95 кресел в конфигурации с базовой и увеличенной дальностью. Стоимость базовой версии самолета составляет 35,4 миллиона долларов, версия с увеличенной дальностью полета (LR) - 36,2 миллиона долларов (в каталожных ценах).
В ГСС агентству "Прайм" сообщили, что на сегодняшний день в портфеле 168 твердых заказов на SSJ-100, что означает согласование условий покупки бортов.
Первый серийный Sukhoi SuperJet-100 был поставлен в апреле 2011 года армянской авиакомпании "Армавиа". Затем самолеты стал получать "Аэрофлот", эксплуатирующий в настоящее время семь SSJ-100. Всего авиакомпания заказала 30 самолетов.
"Аэрофлот" в четверг сообщил, что не планирует отказываться от эксплуатации Sukhoi SuperJet-100 после крушения такого самолета в Индонезии. Все SSJ проходят ежедневный технический осмотр, рейсы выполняются по расписанию, сообщила авиакомпания.
Представители "Армавиа" также подтвердили, что не собираются отказываться от этих самолетов.
Представители "Трансаэро" не стали комментировать вопрос о возможности отказов от SSJ. Авиакомпания планирует приобрести шесть SSJ-100, и еще десять самолетов будут взяты в опцион.
При этом местные СМИ сообщили, что поставка 30 самолетов SSJ-100 индонезийской компании Kartika Airlines, вероятно, будет отложена после произошедшего накануне крушения лайнера в окрестностях Джакарты.
В то же время представитель Kartika Арифин Семан (Arifin Seman) заявил, что компания пока ожидает результатов расследования авиакатастрофы.