Российский самолет Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100), выполнявший первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии, пропал с экранов радаров после показательного полета в Джакарте. На борту находятся 44 человека, включая экипаж: восемь россиян и 36 граждан других стран.
Список россиян, находящихся на Superjet-100 >>
Ниже приводятся сведения о летно-технических характеристиках самолета.
Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100) - главный российский проект по производству авиалайнеров. Проект создания семейства российских региональных самолетов Sukhoi Superjet-100 осуществляет ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", образованное в 2000 году.
Семейство российских региональных самолетов Sukhoi Superjet-100 состоит из двух самолетов пассажировместимостью 75 и 95 кресел в конфигурации с базовой - SSJ100/75B и SSJ100/95B - и увеличенной дальностью - SSJ100/75LR, SSJ100/95LR.
Первый полет самолет совершил 19 мая 2008 года.
На всех этапах создания самолетов Sukhoi Superjet-100 применяются новейшие технологии.
Применение концепции Human Centered Design позволило оптимизировать размещение рычагов управления и приборного оборудования таким образом, что завершить полет можно силами одного пилота даже в случае внештатной ситуации. Эти решения в сочетании с концепцией "Темная и Тихая Кабина" обеспечили возможность точного удобного и надежного пилотирования самолетов Sukhoi Superjet-100.
Дополнительный выигрыш в топливной эффективности, а также высокая безопасность полета достигаются за счет оптимального пилотирования самолетов в автоматическом режиме и защищенности системы управления полетом от случайных ошибок. В основе системы дистанционного управления лежат три двухканальных вычислителя верхнего уровня (PFCU - Primary Flight Computer Unit), дополняющие двухканальные вычислители нижнего уровня (ACE - Actuator Control Electronics). PFCU обрабатывают командные сигналы, поступающие из кабины пилотов, автопилота и авионики, и оптимизируют пилотажные характеристики самолета на всех режимах полета. Уровень функциональной насыщенности, реализованный в PFCU, разработан с учетом опыта "ОКБ Сухого" по созданию СДУ с автоматическим ограничением предельных и эксплуатационных параметров полета при ручном и автоматическом управлении. Таким образом, обеспечивается высочайший уровень безопасности на всех этапах полета не только за счет высокой надежности самолетных систем, но и за счет уникального функционала защиты от ошибок, связанных с "человеческим фактором". В случае возникновения на борту ряда серьезных отказов СДУ перейдет на резервный контур управления, обеспечивающий пилотажные характеристики на уровне неавтоматизированного (обычного) самолета.
Отказобезопасная архитектура системы дистанционного управления позволила полностью отказаться от механического резервирования. Управление горизонтальным стабилизатором также осуществляется электродистанционно. Это помогло оптимизировать его размеры для снижения уровня аэродинамического сопротивления и балансировочных потерь. На Sukhoi Superjet-100 впервые применена алгоритмическая защита от касания хвостом ВПП на случай ошибки летчика при взлете, что позволило отказаться от использования массивных механических амортизаторов, которыми оборудованы другие самолеты.
Открытая архитектура комплекса авионики спроектирована компанией THALES на основе интегрированной модульной технологии. Это позволило сократить количество конструктивных блоков комплекса примерно на 15% и, тем самым, упростить его обслуживание. Для этого предусмотрена Бортовая система ТО, способная обнаруживать отказ - вплоть до конструктивного блока во всех основных самолетных системах. Наряду с этим базовая конфигурация авионики является более функциональной по сравнению с ближайшими конкурентами. Она включает тройную систему УКВ-связи с функцией ACARS, систему предотвращения столкновений T2CAS второго поколения, возможность захода на посадку по категории IIIA ICAO.
Каждый самолет оснащается новыми двигателями SaM146, разработанными компанией PowerJet с учетом всех требований семейства Sukhoi Superjet 100. Большой опыт и совместные усилия компаний Snecma Moteurs и НПО "Сатурн" позволили использовать современные технологии CFM56 & Tech56 при создании двигателя, обладающего высокими эксплуатационными характеристиками.
Особое внимание уделяется ремонтопригодности двигателя, например, предусмотрена возможность замены лопаток без съема двигателя с крыла. В модульной конструкции нового двигателя количество компонентов сокращено на 20%, что обеспечило сокращение стоимости и значительно упрощает процедуры ТО.
Примененная в сечении фюзеляжа концепция "double-bubble" позволила увеличить жизненное пространство на одного пассажира до объема 0,885 кубических метра, а высоту багажно-грузовых отсеков довести до 1014 миллиметров.
Аэродинамическая компоновка самолетов SSJ-100 специально оптимизирована для полета на высоких крейсерских числах М, благодаря чему оптимальный с точки зрения километрового расхода топлива режим полета соответствует скорости полета современных магистральных самолетов.
Улучшенные взлетные и посадочные характеристики наряду с возможностью всепогодной эксплуатации, широким диапазоном возможности по дальности и коммерческой загрузке позволяют авиакомпаниям открывать новые направления, оптимизируя маршрутную сеть и расписание.
Экономия достигается за счет минимизации затрат на переобучение экипажа при эксплуатации нескольких типоразмеров самолетов в составе единого парка, легкодоступных зон технического обслуживания, 20% уменьшения количества компонентов модульного двигателя (SaM146) и 10% сокращения потребления топлива.
Благодаря снижению веса самолета, экономичному потреблению топлива, а также сокращению затрат по обслуживанию самолета, Sukhoi Superjet-100 позволяет сократить эксплуатационные расходы на 10%.
Энергосберегающие технологии освещения салона на светодиодах позволяют авиакомпаниям экономить энергию и снижать затраты на его обслуживание.
Габариты грузового отсека полностью отвечают требованиям профсоюзов к работе наземного персонала.
И хотя Sukhoi Superjet-100 относится к классу региональных самолетов, его вариант с увеличенной дальностью полета можно эффективно использовать и на ряде магистральных маршрутов.
Sukhoi Superjet-100 соответствует самым жестким экологическим требованиям, значительно превосходит действующие и рассматриваемые требования ICAO по уровню шума и эмиссии.
Поставщики основных систем самолета:
Авионика - THALES
Система управления - LIEBHERR
Системы жизнеобеспечения - LIEBHERR
Шасси - MESSIER DOWTY
Топливная система - INTERTECHNIQUE (ZODIAC)
Интерьер - B/E AEROSPACE
Противопожарная система - AUTRONICS (CURTISS WRIGHT)
Кислородная система - B/E AEROSPACE
ВСУ - HONEYWELL
Кресла экипажа - IPECO
Гидравлическая система - PARKER
Система электроснабжения - HAMILTON SUNDSTRAND
Датчики вибрации двигателя - VIBRO-METER
Колеса, тормоза - GOODRICH
Летно-технические характеристики самолета Sukhoi Superjet 100/95 мест:
Пассажирская вместимость одноклассной конфигурации (шаг кресел 32") - 98
Крейсерская скорость LRC, IV - 0,78
Потребная длина ВПП (MTOW, ISA, SL), 1731 и 2052 метров
Максимальная высота полета (эшелон) - 400
Дальности полета (полная пассажирская загрузка), 3048 и 4578 км
Весовые характеристики:
Максимальный взлетный вес: 45880 и 49450 кг
Максимальный посадочный вес: 41000 кг
Максимальная коммерческая загрузка: 12245 кг
Габаритные размеры:
Длина: 29,940 м
Высота: 10,283 м
Размах крыла: 27,80 м
База шасси: 11,249 м
Колея шасси: 5,74 м
Размеры пассажирского салона:
Ширина: 3236 мм
Высота: 2120 мм
Ширина прохода между креслами: 510 мм
Ширина пассажирских кресел: 465 мм