Рейтинг@Mail.ru
6 ролей и 7 фильмов Валерия Золотухина - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

6 ролей и 7 фильмов Валерия Золотухина

© Фото : Кинокомпания "Таббак"Кадр из фильма "Ночной Дозор" (2004)
Кадр из фильма Ночной Дозор (2004)
Читать ria.ru в
Дзен
В субботу, 30 марта, на 72-м году жизни скончался Валерий Золотухин. Он запомнился зрителям киноработами в таких фильмах, как "Бумбараш", "Хозяин тайги", "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил", "Ночной дозор". Проект РИА Новости Weekend вспоминает шесть главных ролей любимого актера.

В субботу, 30 марта, на 72-м году жизни скончался Валерий Золотухин. Об этом сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Золотухин запомнился зрителям ролями в таких фильмах, как "Бумбараш", "Хозяин тайги", "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил", "Ночной дозор". Одной из последних киноработ стала для актера роль казака Явтуха в экранизации мистической повести Гоголя "Вий", которую планируют выпустить на экраны уже в этом году. Проект РИА Новости Weekend вспоминает семь фильмов с участием любимого актера.

"Хозяин тайги", 1968 год

Первым серьезным кинодебютом Золотухина стала роль участкового Сережкина в советском детективе 1968 года "Хозяин тайги" по мотивам повести Бориса Можаева "Власть тайги". Писатель выступил и автором сценария, а режиссером картины стал Владимир Назаров. Натурные съемки фильма происходили в селе Выезжий Лог Манского района Красноярского края и на реке Мана. В основе сюжета – "чрезвычайное происшествие": в маленьком таежном поселке, где все друг друга знают, происходит ночное ограбление местного магазина. Участковый догадывается, что сознавшийся в краже невиновен, и решает взять с поличным истинного преступника – бригадира лесосплавщиков Ивана Рябого в лице Владимира Высоцкого.

© РИА Новости
Кадр их фильма "Хозяин тайги". Киностудия "Мосфильм". 1969 год. Режиссер В.Назаров. В роли Рябого - актер Владимир Высоцкий (слева), в роли Сережкина - актер Валерий Золотухин

О противостоянии двух героев кинокритик Сергей Кудрявцев пишет так:

[…] Валерий Золотухин — по-народному лукавый деревенский милиционер, старшина Сережкин. Он не только умеет душевно распевать русскую песню "Ой, мороз, мороз…", но и ловить преступников в сибирской тайге - раньше это давалось куда легче, особенно на киноэкране. А вот антагонистом таёжного участкового выступил довольно колоритный персонаж, бригадир лесосплавщиков Рябой, сыгранный Владимиром Высоцким, которому в кино порой приходилось изображать людей, оказывающихся не в ладах с законом или нормами нравственности, но по-человечески все-таки привлекательных. И можно сказать, что в "Хозяине тайги" Золотухин и Высоцкий, которыми были партнерами в театре на Таганке и дружили в реальной жизни, соперничают из-за внимания и сочувствия зрителей практически на равных.

Детективная история настолько захватила советского зрителя, что фильм превратился в своеобразную франшизу – в 1971 году было снято продолжение "Пропажа свидетеля", а в 1973 – третья часть истории "Предварительное расследование". Главную роль во всех трех частях исполнил Валерий Золотухин.

"Бумбараш", 1972 год

Первоначально главного героя в картине 1971 года "Бумбараш" должен был сыграть Михаил Кононов, однако именно эта роль в итоге стала "звездной" в карьере Валерия Золотухина. Лента Николая Рашеева и Аркадия Народицкого была снята по мотивам прозы Аркадия Гайдара и рассказывала о возвращении сельского паренька Семена Бумбараша (кстати, имя героя ни разу не упоминается в фильме) из австрийского плена. С Первой мировой войны он попадает в разгар войны Гражданской, власть в родном поселке Михееве меняется ежечасно – красные, белые, анархисты, бандиты. К тому же односельчане рядового Бумбараша не признают – деньги на его поминки уже давно потрачены по назначению, да и девушка Варвара (ее сыграла Наталья Дмитриева), похоже, уже смирилась с потерей.

© Киностудия им. А. Довженко
Кадр из фильма "Бумбараш" (1971)

Режиссер Николай Рашеев рассказывал, что впервые увидел (и услышал) Золотухина в храме, где актер пел на Всенощной перед Пасхой. И лишь затем обратил на него внимание в постановке Театра на Таганке.

Вообще странно все получилось... На главную роль к тому времени пробовался Миша Кононов. Он был бы "народным" пареньком. Но я нисколько не жалею, что взял Золотухина. Он дал отклонение, от которого рождается этот образ, потому что норма не рождает ничего кроме нормы.

Кстати, после выхода картины в прокат за Валерием Золотухиным и в театре закрепилось прозвище "Бумбарашка". Лента же вошла в список "100 лучших российских фильмов", составленный на основе независимых опросов Livejournal.com и Liveinternet.ru.

Посмотрите фотоленту Валерий Золотухин: от Бумбараша до Короля Театра на Таганке >>

© Киностудия им. А. Довженко
Кадр из фильма "Бумбараш" (1971)

"Сказ про то, как царь Петр арапа женил", 1976 год

Очередным перевоплощением Золотухина стала роль в мелодраме Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" с Алексем Петренко и Владимиром Высоцким в главных ролях, созданная по мотивам произведения Пушкина.

Картина Митты – одновременно исторический и авантюрный фильм, близкий по духу и лубку, и вдохновлявшийся эпохой петровского барокко. По словам режиссера, он хотел снять такой фильм, "чтобы там было все: и драма, и комедия, и трагифарс, и мультипликация".

Друг и партнер Золотухина по Театру на Таганке Владимир Высоцкий сыграл в фильме арапа – воспитанника Петра I Ибрагима Ганнибала, которого царь хочет женить на боярской дочери Наташе, а сам Золотухин - поскромнее, но не менее колоритную роль слуги Фильки. В образе крепостного – обжоры, попрошайки, чем-то близкого образу кукольного Петрушки – воплотились самые разные качества: и бунт, и любознательность (крепостной читает Плутарха и хочет учить иностранные языки), и размышления о русском народном характере.

Ставя фильм, - писала критика, - Митта отходил, чтобы приблизиться, изменял, чтобы доказать свою верность. Словом, рисковал. За этим фильмом, таким играющим и игривым, дразнящим, вызывающим даже, угадывается очень нелегкая, наверняка истерзавшая режиссера внутренняя творческая история.

"Остров сокровищ", 1982 год

Трехсерийная экранизация романа Роберта Стивенсона вышла на советские экраны в 1982 году. Чтобы воссоздать декорации, съемочная группа во главе с режиссером Владимиром Воробьевым отправилась в крымский поселок Новый Свет и на Куршскую косу – там снимали сам остров и сцены у моря. Пейзажи Бристоля в фильме – окрестности Петропавловской крепости, а для сада сквайра Тревони подошел парк Петергофа.

© Ленфильм
Кадр из фильма "Остров сокровищ" (1982)

Фильм, который в первоначальном варианте длился 220 минут, практически буквально воспроизводил роман, режиссер отступил от текста книги лишь несколько раз, и то – из-за технических ограничений. Роль коварного Джона Сильвера исполнил Олег Борисов, а Джима Хокинса сыграл 10-летний Федор Стуков. Валерий Золотухин исполнил роль бывшего пирата Бена Ганна, раскаявшегося в прежних злодеяниях и нашедшего на острове часть сокровищ капитана Флинта.

Соглашаясь на эпизодические роли, Золотухин часто говорил о необходимости "смирять актерское тщеславие" и растворяться в толпе, однако "раствориться" среди других персонажей у него не получилось – его Бен Ганн стал одним из самых ярких образов "Острова сокровищ".

Фильм вышел на экраны не сразу – по мнению руководства "Ленфильма", в нем было слишком много мертвых тел, изображения азартных игр и сцен насилия. В результате появилось три версии картины, самой популярной из которых стала самая короткая. Как бы там ни было, веселая лента с ироничными персонажами считается лучшей советской экранизацией знаменитого романа.

"Чародеи", 1982 год

В том же 1982-м году на экраны вышел фильм "Чародеи" - музыкальная сказка для детей и взрослых по сценарию братьев Стругацких, без которой и сегодня не обходится ни один новогодний вечер. Ее "дебют" состоялся тоже в праздничную ночь - 31 декабря.

В картине Золотухину досталась роль товарища Киврина – сотрудника некоего НУИНУ (Научного Универсального Института Необыкновенных Услуг), все работники которого – сплошь маги, колдуны и чародеи, изобретатели волшебных палочек и прочих невероятных вещей, которым, впрочем, знакомы все те же будничные переживания, горести и радости, что и обычным людям. Вот и Киврин по уши влюблен в свою начальницу, а по совместительству - грозную колдунью Шемаханскую, которая с седьмой попытки соглашается выйти за него замуж. 

© Одесская киностудия
Кадр из фильма "Чародеи" (1982)

Фильм собрал целый букет выдающихся актеров: вместе с Золотухиным в нем сыграли Александр Абдулов и Валентин Гафт, Александра Яковлева и Екатерина Васильева, Эммануил Виторган и Семен Фарада. На роль, доставшуюся Золотухину, актеры претендовали не менее именитые – например, Олег Басилашвили.

Для Шемаханской - Васильевой - искали зама по науке, этакого вальяжного чародея, супермага Киврина, всесильного и одновременно беззащитного, - вспоминал режиссер Константин Бромберг. - Пробовали Николая Гринько, Олега Басилашвили, Александра Попова, но они "уступили" место зама Валерию Золотухину, немного неуклюжему, очкастому, забавному. Он словно обратил глаза зрачками внутрь и это состояние смог протянуть через всю роль!

"Ночной дозор", 2004 год, и "Дневной дозор", 2005 год

Последнее десятилетие в кино Валерию Золотухину чаще доставались отрицательные персонажи в боевиках и сериалах. Среди них можно выделить роль старого вампира-мясника в картине Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор" по одноименному роману Сергея Лукьяненко. Фильм стал первым отечественным блокбастером, собрал рекордную кассу в России и даже заинтересовал зарубежных прокатчиков. Роль Золотухина в "Ночном дозоре" была совсем небольшой, но одной из самых запоминающихся. Поэтому во второй части истории о борьбе темных и светлых сил – "Дневном дозоре" - авторы уделили его персонажу больше внимания.    

© Кинокомпания "ТАББАК"
Константин Хабенский и Валерий Золотухин в фильме "Дневной дозор"

По словам актера, он согласился сыграть в фантастике, потому что его заинтересовал характер героя, и ему совершенно не было важно, вампир он или нет.

Все, что я хотел сыграть в этом персонаже, и это я увидел потом на экране: всю трагедию, всю драму истории с сыном, и его порочность, и то, что он любым способом пытается извлечь из ужаса порока. В "Дневном дозоре" абсолютно нет никакого ущемления актерского мастерства. Это такой жанр, здесь есть психологизм, есть глубина, но она должна быть знаковая, быстрочитаемая.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала