В субботу, 30 марта, на 72-м году жизни скончался Валерий Золотухин. Об этом сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.
Золотухин запомнился зрителям ролями в таких фильмах, как "Бумбараш", "Хозяин тайги", "Сказ про то, как царь Петр Арапа женил", "Ночной дозор". Одной из последних киноработ стала для актера роль казака Явтуха в экранизации мистической повести Гоголя "Вий", которую планируют выпустить на экраны уже в этом году. Проект РИА Новости Weekend вспоминает семь фильмов с участием любимого актера.
"Хозяин тайги", 1968 год
Первым серьезным кинодебютом Золотухина стала роль участкового Сережкина в советском детективе 1968 года "Хозяин тайги" по мотивам повести Бориса Можаева "Власть тайги". Писатель выступил и автором сценария, а режиссером картины стал Владимир Назаров. Натурные съемки фильма происходили в селе Выезжий Лог Манского района Красноярского края и на реке Мана. В основе сюжета – "чрезвычайное происшествие": в маленьком таежном поселке, где все друг друга знают, происходит ночное ограбление местного магазина. Участковый догадывается, что сознавшийся в краже невиновен, и решает взять с поличным истинного преступника – бригадира лесосплавщиков Ивана Рябого в лице Владимира Высоцкого.
О противостоянии двух героев кинокритик Сергей Кудрявцев пишет так:
[…] Валерий Золотухин — по-народному лукавый деревенский милиционер, старшина Сережкин. Он не только умеет душевно распевать русскую песню "Ой, мороз, мороз…", но и ловить преступников в сибирской тайге - раньше это давалось куда легче, особенно на киноэкране. А вот антагонистом таёжного участкового выступил довольно колоритный персонаж, бригадир лесосплавщиков Рябой, сыгранный Владимиром Высоцким, которому в кино порой приходилось изображать людей, оказывающихся не в ладах с законом или нормами нравственности, но по-человечески все-таки привлекательных. И можно сказать, что в "Хозяине тайги" Золотухин и Высоцкий, которыми были партнерами в театре на Таганке и дружили в реальной жизни, соперничают из-за внимания и сочувствия зрителей практически на равных.
Детективная история настолько захватила советского зрителя, что фильм превратился в своеобразную франшизу – в 1971 году было снято продолжение "Пропажа свидетеля", а в 1973 – третья часть истории "Предварительное расследование". Главную роль во всех трех частях исполнил Валерий Золотухин.
"Бумбараш", 1972 год
Первоначально главного героя в картине 1971 года "Бумбараш" должен был сыграть Михаил Кононов, однако именно эта роль в итоге стала "звездной" в карьере Валерия Золотухина. Лента Николая Рашеева и Аркадия Народицкого была снята по мотивам прозы Аркадия Гайдара и рассказывала о возвращении сельского паренька Семена Бумбараша (кстати, имя героя ни разу не упоминается в фильме) из австрийского плена. С Первой мировой войны он попадает в разгар войны Гражданской, власть в родном поселке Михееве меняется ежечасно – красные, белые, анархисты, бандиты. К тому же односельчане рядового Бумбараша не признают – деньги на его поминки уже давно потрачены по назначению, да и девушка Варвара (ее сыграла Наталья Дмитриева), похоже, уже смирилась с потерей.
Режиссер Николай Рашеев рассказывал, что впервые увидел (и услышал) Золотухина в храме, где актер пел на Всенощной перед Пасхой. И лишь затем обратил на него внимание в постановке Театра на Таганке.
Вообще странно все получилось... На главную роль к тому времени пробовался Миша Кононов. Он был бы "народным" пареньком. Но я нисколько не жалею, что взял Золотухина. Он дал отклонение, от которого рождается этот образ, потому что норма не рождает ничего кроме нормы.
Кстати, после выхода картины в прокат за Валерием Золотухиным и в театре закрепилось прозвище "Бумбарашка". Лента же вошла в список "100 лучших российских фильмов", составленный на основе независимых опросов Livejournal.com и Liveinternet.ru.
Посмотрите фотоленту Валерий Золотухин: от Бумбараша до Короля Театра на Таганке >>
"Сказ про то, как царь Петр арапа женил", 1976 год
Очередным перевоплощением Золотухина стала роль в мелодраме Александра Митты "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" с Алексем Петренко и Владимиром Высоцким в главных ролях, созданная по мотивам произведения Пушкина.
Картина Митты – одновременно исторический и авантюрный фильм, близкий по духу и лубку, и вдохновлявшийся эпохой петровского барокко. По словам режиссера, он хотел снять такой фильм, "чтобы там было все: и драма, и комедия, и трагифарс, и мультипликация".
Друг и партнер Золотухина по Театру на Таганке Владимир Высоцкий сыграл в фильме арапа – воспитанника Петра I Ибрагима Ганнибала, которого царь хочет женить на боярской дочери Наташе, а сам Золотухин - поскромнее, но не менее колоритную роль слуги Фильки. В образе крепостного – обжоры, попрошайки, чем-то близкого образу кукольного Петрушки – воплотились самые разные качества: и бунт, и любознательность (крепостной читает Плутарха и хочет учить иностранные языки), и размышления о русском народном характере.
Ставя фильм, - писала критика, - Митта отходил, чтобы приблизиться, изменял, чтобы доказать свою верность. Словом, рисковал. За этим фильмом, таким играющим и игривым, дразнящим, вызывающим даже, угадывается очень нелегкая, наверняка истерзавшая режиссера внутренняя творческая история.
"Остров сокровищ", 1982 год
Трехсерийная экранизация романа Роберта Стивенсона вышла на советские экраны в 1982 году. Чтобы воссоздать декорации, съемочная группа во главе с режиссером Владимиром Воробьевым отправилась в крымский поселок Новый Свет и на Куршскую косу – там снимали сам остров и сцены у моря. Пейзажи Бристоля в фильме – окрестности Петропавловской крепости, а для сада сквайра Тревони подошел парк Петергофа.
Фильм, который в первоначальном варианте длился 220 минут, практически буквально воспроизводил роман, режиссер отступил от текста книги лишь несколько раз, и то – из-за технических ограничений. Роль коварного Джона Сильвера исполнил Олег Борисов, а Джима Хокинса сыграл 10-летний Федор Стуков. Валерий Золотухин исполнил роль бывшего пирата Бена Ганна, раскаявшегося в прежних злодеяниях и нашедшего на острове часть сокровищ капитана Флинта.
Соглашаясь на эпизодические роли, Золотухин часто говорил о необходимости "смирять актерское тщеславие" и растворяться в толпе, однако "раствориться" среди других персонажей у него не получилось – его Бен Ганн стал одним из самых ярких образов "Острова сокровищ".
Фильм вышел на экраны не сразу – по мнению руководства "Ленфильма", в нем было слишком много мертвых тел, изображения азартных игр и сцен насилия. В результате появилось три версии картины, самой популярной из которых стала самая короткая. Как бы там ни было, веселая лента с ироничными персонажами считается лучшей советской экранизацией знаменитого романа.
"Чародеи", 1982 год
В том же 1982-м году на экраны вышел фильм "Чародеи" - музыкальная сказка для детей и взрослых по сценарию братьев Стругацких, без которой и сегодня не обходится ни один новогодний вечер. Ее "дебют" состоялся тоже в праздничную ночь - 31 декабря.
В картине Золотухину досталась роль товарища Киврина – сотрудника некоего НУИНУ (Научного Универсального Института Необыкновенных Услуг), все работники которого – сплошь маги, колдуны и чародеи, изобретатели волшебных палочек и прочих невероятных вещей, которым, впрочем, знакомы все те же будничные переживания, горести и радости, что и обычным людям. Вот и Киврин по уши влюблен в свою начальницу, а по совместительству - грозную колдунью Шемаханскую, которая с седьмой попытки соглашается выйти за него замуж.
Фильм собрал целый букет выдающихся актеров: вместе с Золотухиным в нем сыграли Александр Абдулов и Валентин Гафт, Александра Яковлева и Екатерина Васильева, Эммануил Виторган и Семен Фарада. На роль, доставшуюся Золотухину, актеры претендовали не менее именитые – например, Олег Басилашвили.
Для Шемаханской - Васильевой - искали зама по науке, этакого вальяжного чародея, супермага Киврина, всесильного и одновременно беззащитного, - вспоминал режиссер Константин Бромберг. - Пробовали Николая Гринько, Олега Басилашвили, Александра Попова, но они "уступили" место зама Валерию Золотухину, немного неуклюжему, очкастому, забавному. Он словно обратил глаза зрачками внутрь и это состояние смог протянуть через всю роль!
"Ночной дозор", 2004 год, и "Дневной дозор", 2005 год
Последнее десятилетие в кино Валерию Золотухину чаще доставались отрицательные персонажи в боевиках и сериалах. Среди них можно выделить роль старого вампира-мясника в картине Тимура Бекмамбетова "Ночной дозор" по одноименному роману Сергея Лукьяненко. Фильм стал первым отечественным блокбастером, собрал рекордную кассу в России и даже заинтересовал зарубежных прокатчиков. Роль Золотухина в "Ночном дозоре" была совсем небольшой, но одной из самых запоминающихся. Поэтому во второй части истории о борьбе темных и светлых сил – "Дневном дозоре" - авторы уделили его персонажу больше внимания.
По словам актера, он согласился сыграть в фантастике, потому что его заинтересовал характер героя, и ему совершенно не было важно, вампир он или нет.
Все, что я хотел сыграть в этом персонаже, и это я увидел потом на экране: всю трагедию, всю драму истории с сыном, и его порочность, и то, что он любым способом пытается извлечь из ужаса порока. В "Дневном дозоре" абсолютно нет никакого ущемления актерского мастерства. Это такой жанр, здесь есть психологизм, есть глубина, но она должна быть знаковая, быстрочитаемая.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников