• Кино

Александр Митта между авторским и зрительским кино

"Есть два пути для создания произведения искусства. Первый нашли еще древние греки, создав трагедию и определив структуру, цель и рациональное, разумное движение человеческих эмоций. Вся европейская культура пошла по этому пути. Но есть и другой - шаманизм, когда шаман и сам входит в транс, и вводит в него зрителей. Российское кино в принципе шаманского происхождения. Самые уважаемые режиссеры у нас - настоящие шаманы, которые даже не пытаются понять себя", - считает Александр Митта, которому исполняется сегодня 80 лет.

"Есть два пути для создания произведения искусства. Первый нашли еще древние греки, создав трагедию и определив структуру, цель и рациональное, разумное движение человеческих эмоций. Вся европейская культура пошла по этому пути. Но есть и другой - шаманизм, когда шаман и сам входит в транс, и вводит в него зрителей. Российское кино в принципе шаманского происхождения. Самые уважаемые режиссеры у нас - настоящие шаманы, которые даже не пытаются понять себя", - считает Александр Митта, которому исполняется сегодня 80 лет

Сам Александр Наумович - известный апологет первого пути. Хотя начинал он как режиссер авторского кино, классический шестидесятник: его первые работы "Мой друг, Колька" (1961) и "Звонят, откройте дверь" (1965), удостоенный Гран-при на международном фестивале детских фильмов в Венеции, - в числе лучших фильмов периода "оттепели" в советском кинематографе. Постепенно же Митта стал уходить в сторону зрительского кино, развлекательного, но качественного. (Не надо путать с тем, что показывают сегодня "во всех кинотеатрах страны".) Что же привело его туда (и, как результат, к потере признания коллег)? Причин этому несколько, но главная, наверное, - Митта в первую очередь думает об эмоциях человека по другую сторону экрана, ему нравится развлекать зрителей. По его словам, "главное - это то, что происходит между экраном и зрителем, а не то, что о тебе думают профессионалы!".

© РИА Новости

Виктор Косых, Ролан Быков и Елена Проклова в сцене из фильма "Звонят, откройте дверь"

Трагикомедия "Гори, гори, моя звезда" (1969) о художнике в годы гражданской войны была в чем-то пограничной в карьере режиссера. С одной стороны, это было авторское высказывание. Митта рассказывал про себя самого, про положение художника в СССР, когда нужно было "растворить идею в картине так, чтобы ее нельзя было вычленить и подавить никакими редакторскими усилиями". С другой стороны, это уже, конечно же, была развлекательная картина, созданная по законам жанра. Следом появилась историческая мелодрама "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976) с Владимиром Высоцким в главной роли. Это уже авантюрная, ироничная экранизация повести Пушкина, изначально рассчитанная на широкую аудиторию и полюбившаяся ею.

© Мосфильм

Евгений Леонов, Олег Табаков и Олег Ефремов в сцене из фильма "Гори, гори, моя звезда"

Самая известная и коммерчески успешная картина Митты - "Экипаж" (1979). Это был первый отечественный фильм-катастрофа, состоящий из двух серий - бытовой мелодрамы и эффектного блокбастера. Вновь, как и в предыдущих своих работах, режиссер соединяет в картине несколько жанров и, таким образом, завлекает разную аудиторию: женскую и мужскую (если грубо разделять). "Экипаж" стал лидером проката в 1980 году, его посмотрели в кинотеатрах более 70 млн зрителей, что для того времени было невероятной цифрой. Как говорит Митта: "Успех "Экипажа" - это успех сказки: три богатыря, ковер-самолет и дракон. "Экипаж" живет долго благодаря именно этому, а вовсе не потому, что там показаны какие-то глупости по поводу аварии самолета. Никакого отношения к реальности она просто не имела - при подобной аварии, которую потерпел самолет, он должен был через секунду взорваться и тут же рухнуть на землю. А он летел, и никто из зрителей на это не обращал внимания. Им важна была борьба героев за свою жизнь, они хотели вместе с ними отчаиваться и надеяться. Вот что главное. Со временем я это понял и уже ничего другого не делал". Сцену самой катастрофы снимали, конечно же, без спецэффектов. На съемках сожгли более 20 списанных самолетов, предоставленных "Аэрофлотом".

© Мосфильм

Кадр из фильма "Экипаж"

Леонид Филатов и Александра Яковлева в сцене из фильма "Экипаж"

"Экипаж" также считается первым фильмом с эротическими эпизодами в советском кино. "Постельная" сцена между бортинженером-сердцеедом Скворцовым и стюардессой Тамарой изначально была снята намного откровеннее той, что показали зрителям. Когда проявщицы увидели пленку с этим эпизодом, они решили, что Митта организует ночью непотребства и снимает их на камеру, и сразу же побежали к начальству. Те хотели сжечь материал, но гендиректор "Мосфильма" Николай Сизов попросил "привести в соответствие с нашими этическими и прочими коммунистическими нормами".

Не подразумеваемый, а самый настоящий сказочный сюжет лежит в основе его следущего фильма "Сказка странствий" (1982) с Андреем Мироновым и Львом Дуровым, но это не спасло фильм от провала. Последним фильмом Александра Наумовича перед 20-летним перерывом в кино (не считая трех сериалов на телевидении) был "Затерянный в Сибири" (1990), снятый совместно с британской командой и с англичанином Энтони Эндрюсом в главной роли. Лента была неплохо встречена зарубежными зрителями и даже была номинирована на премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, но в целом была неудачной для режиссера. После "Затерянного в Сибири" Митта решил осмыслить новую действительность, где кинематограф потерял государство как единственного заказчика и образовался совершенно новый открытый рынок. "Я сказал себе, что вернусь в кино только, когда буду уверен, что мои фильмы на российском экране смогут конкурировать с западными. Но похоже было, что эту планку мне никогда не преодолеть, и я стал развлекаться другими делами: преподавал (главным образом в Европе), писал сценарии один за одним <...>". 

© РИА Новости, В. Кречет

Кадр из фильма "Затерянный в Сибири"

Преподавательскую деятельность, к которой у Митты оказался настоящий талант, он начал в Гамбургской киношколе, где обучение строится по правилам голливудских учебных заведений: минимум теории, максимум практики. А более 10 лет назад режиссер организовал в Москве собственную школу-студию, где обучает студентов основам кинодраматургии - учит разбирать "универсальные "скелеты" фильмов" (об этом же его книга "Кино между адом и раем"). По словам Митты, кризис российского кино напрямую связан с низким качеством образования. "Наша киномолодежь отличается эстетическим провинциализмом, старомодностью и неумением решать современные проблемы", - говорит он. И пытается с этим бороться.

Кадр из фильма "Граница: Таежный роман"

В 2000-м году на телевидении вышел шестичасовой кинороман "Граница: Таежный роман", сделавший популярным формат отечественного сериала. Сериал Митты заметно отличался от того, что показывало российское ТВ: он был снят по всем правилам качественного фильма с ведущими российскими актерами (Михаил Ефремов, Рената Литвинов, Андрей Панин, Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров и другие). "Для меня сериальный мир стал просто находкой. Потому что мне всегда было тесно в рамках одного фильма. Всю жизнь, сколько бы я ни снимал, половина картины оказывалась в корзине", - признается Митта. "Граница..." оказалось интересной не только домохозяйкам, но и обычно не благоволящим телевидению зрителям и даже профессионалам. А некоторые исполнители главных ролей и оператор были награждена Государственными премиями. Кстати, создатели одного самых популярных сериалов нулевых "Бригады" говорили Митте, что учились на его примере. Следующие сериалы режиссера - "Раскаленная суббота" (2002) и "Лебединый рай" (2005) - уже не были так популярны.

Кадр со съемок фильма "Шагал - Малевич"

После долгого перерыва будущей осенью Александр Митта планирует выпустить в прокат свой новый фильм "Шагал - Малевич" о малоизвестном конфликте художников в 1919 году. Главные роли сыграли Леонид Бичевин и Анатолий Белый. По словам режиссера, он заинтересовался этой историей еще в начале своей карьеры, но в СССР было запрещено снимать фильмы об эмигрантах. (Хотя неназванным прототипом героя Олега Ефремова в "Гори, гори, моя звезда" был Марк Шагал.) В новом фильме Митта вновь пытается балансировать между авторским и зрительским кино. По его словам, в фильме "есть элемент арт-хауса, серьезного кинематографа, который поднимает глубокие жизненные проблемы и проблемы взаимоотношений людей в искусстве. И есть достаточно внятный элемент мейнстримовского кино, которое увлекает зрителей. Простые вещи - яркая любовная история, смерть, которая нависает над человеком. Они провоцирует зрителя на эмоциональную реакцию". Что же, посмотрим, что из этого получилось.

Подготовила Валерия Павлова

Кино
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена