"Есть два пути для создания произведения искусства. Первый нашли еще древние греки, создав трагедию и определив структуру, цель и рациональное, разумное движение человеческих эмоций. Вся европейская культура пошла по этому пути. Но есть и другой - шаманизм, когда шаман и сам входит в транс, и вводит в него зрителей. Российское кино в принципе шаманского происхождения. Самые уважаемые режиссеры у нас - настоящие шаманы, которые даже не пытаются понять себя", - считает Александр Митта, которому исполняется сегодня 80 лет.
Сам Александр Наумович - известный апологет первого пути. Хотя начинал он как режиссер авторского кино, классический шестидесятник: его первые работы "Мой друг, Колька" (1961) и "Звонят, откройте дверь" (1965), удостоенный Гран-при на международном фестивале детских фильмов в Венеции, - в числе лучших фильмов периода "оттепели" в советском кинематографе. Постепенно же Митта стал уходить в сторону зрительского кино, развлекательного, но качественного. (Не надо путать с тем, что показывают сегодня "во всех кинотеатрах страны".) Что же привело его туда (и, как результат, к потере признания коллег)? Причин этому несколько, но главная, наверное, - Митта в первую очередь думает об эмоциях человека по другую сторону экрана, ему нравится развлекать зрителей. По его словам, "главное - это то, что происходит между экраном и зрителем, а не то, что о тебе думают профессионалы!".
Виктор Косых, Ролан Быков и Елена Проклова в сцене из фильма "Звонят, откройте дверь"
Трагикомедия "Гори, гори, моя звезда" (1969) о художнике в годы гражданской войны была в чем-то пограничной в карьере режиссера. С одной стороны, это было авторское высказывание. Митта рассказывал про себя самого, про положение художника в СССР, когда нужно было "растворить идею в картине так, чтобы ее нельзя было вычленить и подавить никакими редакторскими усилиями". С другой стороны, это уже, конечно же, была развлекательная картина, созданная по законам жанра. Следом появилась историческая мелодрама "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976) с Владимиром Высоцким в главной роли. Это уже авантюрная, ироничная экранизация повести Пушкина, изначально рассчитанная на широкую аудиторию и полюбившаяся ею.
Евгений Леонов, Олег Табаков и Олег Ефремов в сцене из фильма "Гори, гори, моя звезда"
Самая известная и коммерчески успешная картина Митты - "Экипаж" (1979). Это был первый отечественный фильм-катастрофа, состоящий из двух серий - бытовой мелодрамы и эффектного блокбастера. Вновь, как и в предыдущих своих работах, режиссер соединяет в картине несколько жанров и, таким образом, завлекает разную аудиторию: женскую и мужскую (если грубо разделять). "Экипаж" стал лидером проката в 1980 году, его посмотрели в кинотеатрах более 70 млн зрителей, что для того времени было невероятной цифрой. Как говорит Митта: "Успех "Экипажа" - это успех сказки: три богатыря, ковер-самолет и дракон. "Экипаж" живет долго благодаря именно этому, а вовсе не потому, что там показаны какие-то глупости по поводу аварии самолета. Никакого отношения к реальности она просто не имела - при подобной аварии, которую потерпел самолет, он должен был через секунду взорваться и тут же рухнуть на землю. А он летел, и никто из зрителей на это не обращал внимания. Им важна была борьба героев за свою жизнь, они хотели вместе с ними отчаиваться и надеяться. Вот что главное. Со временем я это понял и уже ничего другого не делал". Сцену самой катастрофы снимали, конечно же, без спецэффектов. На съемках сожгли более 20 списанных самолетов, предоставленных "Аэрофлотом".
Кадр из фильма "Экипаж"
"Экипаж" также считается первым фильмом с эротическими эпизодами в советском кино. "Постельная" сцена между бортинженером-сердцеедом Скворцовым и стюардессой Тамарой изначально была снята намного откровеннее той, что показали зрителям. Когда проявщицы увидели пленку с этим эпизодом, они решили, что Митта организует ночью непотребства и снимает их на камеру, и сразу же побежали к начальству. Те хотели сжечь материал, но гендиректор "Мосфильма" Николай Сизов попросил "привести в соответствие с нашими этическими и прочими коммунистическими нормами".
Не подразумеваемый, а самый настоящий сказочный сюжет лежит в основе его следущего фильма "Сказка странствий" (1982) с Андреем Мироновым и Львом Дуровым, но это не спасло фильм от провала. Последним фильмом Александра Наумовича перед 20-летним перерывом в кино (не считая трех сериалов на телевидении) был "Затерянный в Сибири" (1990), снятый совместно с британской командой и с англичанином Энтони Эндрюсом в главной роли. Лента была неплохо встречена зарубежными зрителями и даже была номинирована на премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, но в целом была неудачной для режиссера. После "Затерянного в Сибири" Митта решил осмыслить новую действительность, где кинематограф потерял государство как единственного заказчика и образовался совершенно новый открытый рынок. "Я сказал себе, что вернусь в кино только, когда буду уверен, что мои фильмы на российском экране смогут конкурировать с западными. Но похоже было, что эту планку мне никогда не преодолеть, и я стал развлекаться другими делами: преподавал (главным образом в Европе), писал сценарии один за одним <...>".
Кадр из фильма "Затерянный в Сибири"
Преподавательскую деятельность, к которой у Митты оказался настоящий талант, он начал в Гамбургской киношколе, где обучение строится по правилам голливудских учебных заведений: минимум теории, максимум практики. А более 10 лет назад режиссер организовал в Москве собственную школу-студию, где обучает студентов основам кинодраматургии - учит разбирать "универсальные "скелеты" фильмов" (об этом же его книга "Кино между адом и раем"). По словам Митты, кризис российского кино напрямую связан с низким качеством образования. "Наша киномолодежь отличается эстетическим провинциализмом, старомодностью и неумением решать современные проблемы", - говорит он. И пытается с этим бороться.
В 2000-м году на телевидении вышел шестичасовой кинороман "Граница: Таежный роман", сделавший популярным формат отечественного сериала. Сериал Митты заметно отличался от того, что показывало российское ТВ: он был снят по всем правилам качественного фильма с ведущими российскими актерами (Михаил Ефремов, Рената Литвинов, Андрей Панин, Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров и другие). "Для меня сериальный мир стал просто находкой. Потому что мне всегда было тесно в рамках одного фильма. Всю жизнь, сколько бы я ни снимал, половина картины оказывалась в корзине", - признается Митта. "Граница..." оказалось интересной не только домохозяйкам, но и обычно не благоволящим телевидению зрителям и даже профессионалам. А некоторые исполнители главных ролей и оператор были награждена Государственными премиями. Кстати, создатели одного самых популярных сериалов нулевых "Бригады" говорили Митте, что учились на его примере. Следующие сериалы режиссера - "Раскаленная суббота" (2002) и "Лебединый рай" (2005) - уже не были так популярны.
После долгого перерыва будущей осенью Александр Митта планирует выпустить в прокат свой новый фильм "Шагал - Малевич" о малоизвестном конфликте художников в 1919 году. Главные роли сыграли Леонид Бичевин и Анатолий Белый. По словам режиссера, он заинтересовался этой историей еще в начале своей карьеры, но в СССР было запрещено снимать фильмы об эмигрантах. (Хотя неназванным прототипом героя Олега Ефремова в "Гори, гори, моя звезда" был Марк Шагал.) В новом фильме Митта вновь пытается балансировать между авторским и зрительским кино. По его словам, в фильме "есть элемент арт-хауса, серьезного кинематографа, который поднимает глубокие жизненные проблемы и проблемы взаимоотношений людей в искусстве. И есть достаточно внятный элемент мейнстримовского кино, которое увлекает зрителей. Простые вещи - яркая любовная история, смерть, которая нависает над человеком. Они провоцирует зрителя на эмоциональную реакцию". Что же, посмотрим, что из этого получилось.
Подготовила Валерия Павлова