Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Александр Митта между авторским и зрительским кино

"Есть два пути для создания произведения искусства. Первый нашли еще древние греки, создав трагедию и определив структуру, цель и рациональное, разумное движение человеческих эмоций. Вся европейская культура пошла по этому пути. Но есть и другой - шаманизм, когда шаман и сам входит в транс, и вводит в него зрителей. Российское кино в принципе шаманского происхождения. Самые уважаемые режиссеры у нас - настоящие шаманы, которые даже не пытаются понять себя", - считает Александр Митта, которому исполняется сегодня 80 лет.

"Есть два пути для создания произведения искусства. Первый нашли еще древние греки, создав трагедию и определив структуру, цель и рациональное, разумное движение человеческих эмоций. Вся европейская культура пошла по этому пути. Но есть и другой - шаманизм, когда шаман и сам входит в транс, и вводит в него зрителей. Российское кино в принципе шаманского происхождения. Самые уважаемые режиссеры у нас - настоящие шаманы, которые даже не пытаются понять себя", - считает Александр Митта, которому исполняется сегодня 80 лет

Сам Александр Наумович - известный апологет первого пути. Хотя начинал он как режиссер авторского кино, классический шестидесятник: его первые работы "Мой друг, Колька" (1961) и "Звонят, откройте дверь" (1965), удостоенный Гран-при на международном фестивале детских фильмов в Венеции, - в числе лучших фильмов периода "оттепели" в советском кинематографе. Постепенно же Митта стал уходить в сторону зрительского кино, развлекательного, но качественного. (Не надо путать с тем, что показывают сегодня "во всех кинотеатрах страны".) Что же привело его туда (и, как результат, к потере признания коллег)? Причин этому несколько, но главная, наверное, - Митта в первую очередь думает об эмоциях человека по другую сторону экрана, ему нравится развлекать зрителей. По его словам, "главное - это то, что происходит между экраном и зрителем, а не то, что о тебе думают профессионалы!".

© РИА Новости

Виктор Косых, Ролан Быков и Елена Проклова в сцене из фильма "Звонят, откройте дверь"

Трагикомедия "Гори, гори, моя звезда" (1969) о художнике в годы гражданской войны была в чем-то пограничной в карьере режиссера. С одной стороны, это было авторское высказывание. Митта рассказывал про себя самого, про положение художника в СССР, когда нужно было "растворить идею в картине так, чтобы ее нельзя было вычленить и подавить никакими редакторскими усилиями". С другой стороны, это уже, конечно же, была развлекательная картина, созданная по законам жанра. Следом появилась историческая мелодрама "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976) с Владимиром Высоцким в главной роли. Это уже авантюрная, ироничная экранизация повести Пушкина, изначально рассчитанная на широкую аудиторию и полюбившаяся ею.

© Мосфильм

Евгений Леонов, Олег Табаков и Олег Ефремов в сцене из фильма "Гори, гори, моя звезда"

Самая известная и коммерчески успешная картина Митты - "Экипаж" (1979). Это был первый отечественный фильм-катастрофа, состоящий из двух серий - бытовой мелодрамы и эффектного блокбастера. Вновь, как и в предыдущих своих работах, режиссер соединяет в картине несколько жанров и, таким образом, завлекает разную аудиторию: женскую и мужскую (если грубо разделять). "Экипаж" стал лидером проката в 1980 году, его посмотрели в кинотеатрах более 70 млн зрителей, что для того времени было невероятной цифрой. Как говорит Митта: "Успех "Экипажа" - это успех сказки: три богатыря, ковер-самолет и дракон. "Экипаж" живет долго благодаря именно этому, а вовсе не потому, что там показаны какие-то глупости по поводу аварии самолета. Никакого отношения к реальности она просто не имела - при подобной аварии, которую потерпел самолет, он должен был через секунду взорваться и тут же рухнуть на землю. А он летел, и никто из зрителей на это не обращал внимания. Им важна была борьба героев за свою жизнь, они хотели вместе с ними отчаиваться и надеяться. Вот что главное. Со временем я это понял и уже ничего другого не делал". Сцену самой катастрофы снимали, конечно же, без спецэффектов. На съемках сожгли более 20 списанных самолетов, предоставленных "Аэрофлотом".

© Мосфильм

Кадр из фильма "Экипаж"

"Экипаж" также считается первым фильмом с эротическими эпизодами в советском кино. "Постельная" сцена между бортинженером-сердцеедом Скворцовым и стюардессой Тамарой изначально была снята намного откровеннее той, что показали зрителям. Когда проявщицы увидели пленку с этим эпизодом, они решили, что Митта организует ночью непотребства и снимает их на камеру, и сразу же побежали к начальству. Те хотели сжечь материал, но гендиректор "Мосфильма" Николай Сизов попросил "привести в соответствие с нашими этическими и прочими коммунистическими нормами".

Не подразумеваемый, а самый настоящий сказочный сюжет лежит в основе его следущего фильма "Сказка странствий" (1982) с Андреем Мироновым и Львом Дуровым, но это не спасло фильм от провала. Последним фильмом Александра Наумовича перед 20-летним перерывом в кино (не считая трех сериалов на телевидении) был "Затерянный в Сибири" (1990), снятый совместно с британской командой и с англичанином Энтони Эндрюсом в главной роли. Лента была неплохо встречена зарубежными зрителями и даже была номинирована на премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, но в целом была неудачной для режиссера. После "Затерянного в Сибири" Митта решил осмыслить новую действительность, где кинематограф потерял государство как единственного заказчика и образовался совершенно новый открытый рынок. "Я сказал себе, что вернусь в кино только, когда буду уверен, что мои фильмы на российском экране смогут конкурировать с западными. Но похоже было, что эту планку мне никогда не преодолеть, и я стал развлекаться другими делами: преподавал (главным образом в Европе), писал сценарии один за одним <...>". 

© РИА Новости, В. Кречет

Кадр из фильма "Затерянный в Сибири"

Преподавательскую деятельность, к которой у Митты оказался настоящий талант, он начал в Гамбургской киношколе, где обучение строится по правилам голливудских учебных заведений: минимум теории, максимум практики. А более 10 лет назад режиссер организовал в Москве собственную школу-студию, где обучает студентов основам кинодраматургии - учит разбирать "универсальные "скелеты" фильмов" (об этом же его книга "Кино между адом и раем"). По словам Митты, кризис российского кино напрямую связан с низким качеством образования. "Наша киномолодежь отличается эстетическим провинциализмом, старомодностью и неумением решать современные проблемы", - говорит он. И пытается с этим бороться.

В 2000-м году на телевидении вышел шестичасовой кинороман "Граница: Таежный роман", сделавший популярным формат отечественного сериала. Сериал Митты заметно отличался от того, что показывало российское ТВ: он был снят по всем правилам качественного фильма с ведущими российскими актерами (Михаил Ефремов, Рената Литвинов, Андрей Панин, Алексей Гуськов, Ольга Будина, Марат Башаров и другие). "Для меня сериальный мир стал просто находкой. Потому что мне всегда было тесно в рамках одного фильма. Всю жизнь, сколько бы я ни снимал, половина картины оказывалась в корзине", - признается Митта. "Граница..." оказалось интересной не только домохозяйкам, но и обычно не благоволящим телевидению зрителям и даже профессионалам. А некоторые исполнители главных ролей и оператор были награждена Государственными премиями. Кстати, создатели одного самых популярных сериалов нулевых "Бригады" говорили Митте, что учились на его примере. Следующие сериалы режиссера - "Раскаленная суббота" (2002) и "Лебединый рай" (2005) - уже не были так популярны.

После долгого перерыва будущей осенью Александр Митта планирует выпустить в прокат свой новый фильм "Шагал - Малевич" о малоизвестном конфликте художников в 1919 году. Главные роли сыграли Леонид Бичевин и Анатолий Белый. По словам режиссера, он заинтересовался этой историей еще в начале своей карьеры, но в СССР было запрещено снимать фильмы об эмигрантах. (Хотя неназванным прототипом героя Олега Ефремова в "Гори, гори, моя звезда" был Марк Шагал.) В новом фильме Митта вновь пытается балансировать между авторским и зрительским кино. По его словам, в фильме "есть элемент арт-хауса, серьезного кинематографа, который поднимает глубокие жизненные проблемы и проблемы взаимоотношений людей в искусстве. И есть достаточно внятный элемент мейнстримовского кино, которое увлекает зрителей. Простые вещи - яркая любовная история, смерть, которая нависает над человеком. Они провоцирует зрителя на эмоциональную реакцию". Что же, посмотрим, что из этого получилось.

Подготовила Валерия Павлова

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала