Туризм
Как вернуть деньги? Новые подробности скандала на туристическом рынке
Ситуация с "Натали Турс" (100)
Турагентство Натали Турс

МОСКВА, 5 июл — РИА Новости, Светлана Баева. Сразу два крупных туроператора заявили о невозможности выполнить обязательства перед клиентами — "Натали Турс" и DSBW-Tours. Обе компании работают с начала 1990-х, проблемы у них возникли практически одновременно, в разгар сезона. Об очередных потрясениях на туристическом рынке и оставшихся без отдыха россиянах — в материале РИА Новости.

Кризис ликвидности

Здание Государственной Думы РФ
В Госдуму внесен проект об усилении правовой защиты туристов

"Несколько недель назад мы начали сталкиваться с кризисом ликвидности. В компании стало не хватать собственных финансовых средств, чтобы своевременно рассчитываться с поставщиками услуг", — заявил глава "Натали Турс" Владимир Воробьев.

В итоге, по его словам, оплата испанскому партнеру вовремя не поступила.

Девушка в аэропорту. Архивное фото
Ростуризм организовал "горячую линию" в связи с ситуацией с "Натали Турс"

"В прошлую пятницу наш партнер аннулировал все брони, начиная с субботы. Информация пришла к нам накануне вылетов, за несколько часов до чартерных рейсов, — пояснил Воробьев. — Нам ничего не осталось, кроме как оперативно отменять чартерные рейсы, так как тысячи туристов могли оказаться в аэропортах без трансфера и отелей".

В результате более половины партнеров "Натали Турс" решили аннулировать обслуживание. "Принимающие компании начали отказывать нашим туристам в размещении", — добавил руководитель компании.

Почему это произошло

© АГН "Москва" / Антон КардашовПресс-конференция главы "Натали Турс" Владимира Воробьева
Пресс-конференция главы "Натали Турс" Владимира Воробьева

"Чартерные программы у нас в этом году, к сожалению, имели отрицательные финансовые показатели, — сообщил Владимир Воробьев. — Самолеты летали и недозагруженными, и много мест приходилось реализовывать себе в убыток".

В целом по рынку, как отмечают эксперты, цены путевок по акциям раннего бронирования могли оказаться ниже, чем себестоимость туров.

Офис страховой компании Ингосстрах. Архивное фото
Страховщик "Натали Турс" прокомментировал ситуацию вокруг компании

"В преддверии сезона туроператоры явно рассчитывали на лучшие продажи, — прокомментировал зампред комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Сергей Кривоносов. — Негативно влияет и дорожающее вслед за нефтью авиационное топливо — это серьезно осложнило жизнь туроператорам, уже продавшим турпакеты, в которые были заложены билеты по старой цене".

Даже чемпионат мира и успехи российской сборной "виноваты". Россияне, по мнению Владимира Воробьева, решили никуда не ехать, и спрос упал почти на 40 процентов.

"В компаниях недооценили риски, доллар и евро дороже, чем рассчитывали. Многие туристы остались в России из-за чемпионата мира по футболу — предпочли посмотреть его дома или посетить матчи", — отмечает директор аналитического департамента "Альпари" Александр Разуваев.

Сколько туристов пострадали

© РИА Новости / Григорий СысоевПерейти в фотобанкПассажиры у информационного табло аэропорта
Пассажиры у информационного табло аэропорта
Офис туроператора Натали Турс в Москве. 4 июля 2018
В Ростуризме создали оперативный штаб по ситуации с "Натали Турс" и DSBW

Сейчас, по данным Ростуризма, за границей находятся около 3,5 тысячи туристов "Натали Турс" и порядка 250-300 туристов DSBW. Клиентов с оплаченными путевками без перспективы ими воспользоваться может оказаться еще больше.

Причем деньги, как сообщают некоторые покупатели, принимали до последнего момента. Например, по словам Веры Солнцевой, вторую часть оплаты за тур "Жемчужины Бенилюкса + Германия" у ее мамы взяли в тот же день, когда DSBW-Tours приостановил деятельность.

Чемодан туриста. Архивное фото
Туроператор DSBW пообещал выполнить все обязательства перед клиентами

Руководитель DSBW Карен Гончаров проинформировал, что "все оформленные туристы застрахованы в "СК Инвест-Страх" на 50 миллионов рублей и "СК Орбита" также на 50 миллионов рублей".

"Этих денег полностью хватает, чтобы компенсировать стоимость неоказанных услуг", — подчеркнул он.

Но люди, которые должны были отправиться в поездку в ближайшие дни, опасаются, что страховщики им деньги не вернут.

"Я потеряла 100 тысяч рублей, но я еще заработаю. Мама потеряла 175 тысяч. Она копила на эту поездку, когда работала, сейчас на пенсии, денег не восполнить, дохода у нее уже нет. Главное — хотя бы получить паспорта", — рассказывает реставратор Татьяна Васильева, которая 6 июля вместе с мамой планировала отправиться в тур "Эксклюзивная Нормандия и Бретань + неделя в Париже".

Вывезут всех?

CC0 / Pixabay / StockSnap / Пассажиры в салоне самолета
Пассажиры в салоне самолета
Пляж на острове Ибица
"Натали Турс" надеется в октябре вернуться к нормальной работе

Глава Ростуризма Олег Сафонов подтвердил, что клиентам за рубежом не о чем волноваться: "У наших туристов либо есть на руках билеты на регулярные обратные рейсы, либо чартерная программа выполняется следующим образом: туда самолеты летят пустыми и находящиеся за рубежом возвращаются на них на родину".

Впрочем, по словам главы "Натали Турс", некоторым пришлось самостоятельно оплатить отели. Воробьев также сообщил, что компания планирует вновь начать продавать туры в октябре.

Так что в страховую компанию клиенты, остающиеся в России и пострадавшие от аннуляции будущих туров, обратиться, видимо, пока не могут.

"Юридически компания себя банкротом не объявляла, страхового случая пока нет, поэтому и повода для обращения нет, — пояснил директор по связям с общественностью "Ингосстраха" Карен Асоян. — Мы только можем сказать, что при наступлении страхового случая со своей стороны, естественно, все обязательства в полном объеме выполним".

Возможна ли компенсация

Вывеска туроператора Натали Турс
"Натали Турс" с четверга будет предлагать клиентам механизмы компенсации

Владимир Воробьев пообещал, что механизмы компенсации будут определены в ближайшее время.

"Думаю, самый быстрый и понятный инструмент — это когда туристы забирают выкупленные, оплаченные, выписанные билеты, и это уже минимум третья часть того, что мы должны, — уточнил он. — Дальше самостоятельно или с помощью своего агентства решают вопросы о том, как оплатить проживание".

"Мы по договоренности с ведущими сетевыми компаниями будем давать обязательства со стороны "Натали Турс" на нереализованные услуги — предоставим возможность этими услугами воспользоваться в будущем", — добавил Воробьев. Но речь идет лишь о следующем лете.

Вид на Калининград
Калининградские клиенты "Натали Турс" корректируют планы и берут кредиты

Точные сроки возврата средств тем, кто откажется от самостоятельной доплаты и предпочтет дождаться компенсации от туроператора, пока не известны.

"Я купила тур в Испанию в отель в городе Ллорет де Мар, но мне позвонили представители турагентства и сообщили о проблемах у туроператора, — рассказывает Ольга Гаврилова, директор департамента в компании "Первый канал. Всемирная Сеть". — Я часто покупала путевки именно "Натали Турс", и никогда не было проблем. В этот раз мы с турагентом позвонили в отель и выяснили, что наша бронь не оплачена. Но хотя бы уже подтверждены электронные билеты на самолет, на регулярный рейс". Пока, по словам Ольги, единственный предложенный ей вариант все-таки улететь на отдых в Испанию — это заново заплатить за отель и ждать потом компенсации.

Что делать пострадавшим

© РИА Новости / Сергей КузнецовПерейти в фотобанкТуристы пишут заявления после прекращения работы турфирмы. Архивное фото
Туристы пишут заявления после прекращения работы турфирмы. Архивное фото
Офис туроператора Натали Турс в Москве. 4 июля 2018
В АТОР рассказали, что делать туристам, купившим туры "Натали Турс"

Эксперты правовой службы АТОР разъяснили: тем, чьи туры были аннулированы, необходимо составить заявление на возврат денежных средств и передать его по месту приобретения тура. Нужно четко указать причину: неисполнение туроператором обязательств и невозможность воспользоваться оплаченным туром. К заявлению следует приложить необходимые документы и подтверждение всех расходов.

Правда, в законе "О защите прав потребителей" нет точных сроков возврата денежных средств за неоказанные услуги, есть лишь пункт о сроках ответа на письменное заявление потребителя — десять дней. 

Системного кризиса нет

"Поток россиян, отправляющихся за границу, явно не снизится. Но они будут осторожнее подходить к выбору поставщика услуг — будь то авиакомпания, отель или туроператор", — уверен менеджер по развитию Skyscanner в России Дмитрий Хаванский.

Турист на пляже острова Велассару (Мальдивы).
Не летайте на последние: как не лишиться отдыха по вине туроператора

По мнению экспертов, то, что случилось, вряд ли повлияет на туротрасль в целом. "Системного кризиса на российском туристском рынке нет", — полагает глава Ростуризма Олег Сафонов. Он напомнил, что сейчас в России действует 631 туроператор в сфере выездного туризма и уровень финансовой защищенности потребителей туристских услуг достаточно высокий. "Граждане могут спокойно планировать отпуск и отправляться на отдых", — отметил Сафонов.   

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе сказала РИА Новости, что "на туротрасли данные события никак не скажутся, а для "Натали Турс" все зависит от того, как она будет выплачивать компенсации".

Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена