50 лет назад, 20 сентября 1960 года, скончалась знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн.
Танцовщица и драматическая актриса, участница первых Русских сезонов в Париже Ида Львовна Рубинштейн родилась 3 октября (21 сентября по старому стилю) 1883 г. (разные источники называют то 1880, то 1883, то 1885 годы). Также обстоят дела и с местом ее рождения, по одним источникам она родилась в Харькове, по другим - в Петербурге.
Некоторые источники утверждают, что в метрической книге харьковской синагоги была найдена запись, гласящая, что 5 октября 1883 г. у потомственного почетного гражданина Харькова Леона Романовича Рубинштейна и его супруги родилась дочь Лидия (повзрослев, девушка заменила его на более эффектное - Ида).
Но все источники сходятся в том, что она родилась в очень богатой еврейской семье. Известно, что дед Иды прославился на ниве коммерции, основав банкирский дом "Роман Рубинштейн и сыновья". Помимо банков семье Рубинштейнов принадлежали сахарные и пивоваренный заводы, крупные склады и магазины.
Родители умерли, когда Ида была еще совсем ребенком. Девочку забрала к себе тетя, Анна Горовиц. Так Ида попала в Петербург, в роскошный особняк на Английской набережной.
Ида была хорошо образована, она владела четырьмя европейскими языками: французским, английским, немецким, итальянским. Она интересовалась историей и культурой Греции, историей искусств, много читала, увлекалась модным тогда Ницше.
Отличавшаяся необычной внешностью, девочка с детских лет мечтала о сцене. Она брала уроки декламации, пластики и мимики у актера и режиссера Юрия Озаровского, а после окончания гимназии в Петербурге изучала театральное искусство в Москве, окончив театральное училище при Малом театре (класс Александра Ленского).
В 1904 г. под псевдонимом Львовская Ида Рубинштейн сыграла главную роль в спектакле "Антигона" Софокла, а в 1920 г. снялась в фильме "Корабль" по трагедии д'Аннунцио.
В 1906-1907 гг. она брала уроки у знаменитого русского балетмейстера-новатора Михаила Фокина, который сочинил для нее несколько балетов, в том числе знаменитый "Танец семи покрывал".
Ида Рубинштейн изначально не была ни профессиональной актрисой, ни танцовщицей, но сумела завоевать сначала театральные, а потом и балетные подмостки мира. Она была одной из первых женщин ХХ века, формировавших моду.
В 1909-1910 гг. Ида Рубинштейн участвовала в первых "Русских сезонах" Сергея Дягилева в Париже, исполняла партии Клеопатры ("Клеопатра", на музыку Аренского) и Зобеиды ("Шехеразада" Римского‑Корсакова) в постановке Михаила Фокина.
С 1910 г. Ида Рубинштейн жила в Париже, где ее салон посещали видные деятели западной и русской культуры. Тогда же она покинула антрепризу Сергея Дягилева и собрала из французских драматических актеров труппу, которой руководила и одновременно выступала в постановках. В спектаклях, на постановку которых Ида тратила баснословные суммы, были задействованы лучшие мастера того времени: режиссер Всеволод Мейерхольд, композитор Александр Глазунов, художник Леон Бакст, хореограф Михаил Фокин. Сама Рубинштейн, конечно же, играла в спектаклях исключительно главные роли. Премьеры следовали одна за другой.
В 1912 г. – "Елена Спартанская" по поэме Эмиля Верхарна, в 1913 г. – драматический спектакль в постановке Мейерхольда по исторической пьесе Габриэля д'Аннунцио "Пизанелла"; в 1923 г. – "Дама с камелиями", в 1924 г. – балет "Истар" по сценарию и в сценографии Льва Бакста. Потом были роли Маргариты Готье и Настасьи Филипповны из "Идиота". По ее заказу Клод Дебюсси написал в 1911 г. балет-мистерию "Мученичество святого Себастьяна". В 1928 году Морис Равель написал для нее дивертисменты "Болеро" и "Вальс", а Игорь Стравинский создал свои балеты "Персефона" (1934, либретто Андре Жида) и "Поцелуй феи" (1928, постановка Вацлава Нижинского).
(Искусство, №7. Статья Леонида Гаккеля "Болеро" Равеля. Из цикла "Шедевры мировой музыки". 03.04.2002)
В 1928 г. Ида Рубинштейн организовала труппу "Балет Иды Рубинштейн", которая просуществовала с перерывами до 1935 г. В состав труппы входили молодые артисты разных стран, в том числе работавшие ранее у Дягилева. Ида, как всегда, во всех спектаклях выступала в главных танцевальных партиях.
Спектакли получали разноречивую оценку критиков, которые отмечали искусство балетмейстеров, художников, высокий уровень труппы, богатство постановок, но с годами все большей критике подвергали Рубинштейн как главную исполнительницу партий.
В 1935 г. Ида покинула сцену. Ее последнее выступление состоялось в 1939 г. в Базеле на премьере оратории Онеггера на слова Клоделя "Жанна Д’Арк на костре".
Во время Второй мировой войны, когда фашисты пришли в Париж, она перебралась в Лондон и, не жалея сил и денег, работала в госпитале для французских и английских солдат, выхаживая раненых.
(Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, "Согласие", 1997. стр. 388)
В 1945 г. она вернулась во Францию, где приняла католичество и последние десять лет в полном уединении жила в Вансе, на юге Франции. По другим источникам Ида после войны перебралась в Италию, где купила виллу Les Olivades недалеко от Венеции и провела там последние десять лет своей жизни.
В отличие от даты рождения, дата ее кончины известна точно. Рубинштейн умерла от сердечного приступа 20 сентября 1960 г. в Вансе, оставив четкие распоряжения о своих похоронах. Она запретила извещать об ее смерти в газетах, просила сохранить в тайне время кремации и место захоронения. И никаких дат и надписей – на надгробии высечь только две буквы: I.R.
Портрет обнаженной Иды Рубинштейн (темпера, уголь) написанный в 1910 г. Валентином Серовым хранится в Русском музее.
В 2006 г. на телеканале "Культура" состоялась премьера документального фильма "Играем Иду Рубинштейн" режиссера Алексея Шишова, автором идеи выступил Андрис Лиепа. В фильме Иду Рубинштейн играет Илзе Лиепа.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.